Как дистанционное обучение повлияло на образование в Вышке
В марте 2020 г. из-за эпидемиологической ситуации студенты перешли на дистанционное обучение. В начале учебного года начали заниматься очно, однако осенью снова вернулись в дистант. Пресс-центр факультета права узнал, как за это время изменилось качество образования.
Дана Бланк, 3 курс, ОП «Юриспруденция»
О вирусе узнала примерно в середине февраля, но до последнего надеялась, что он обойдет стороной. Когда руководство университета и учебный офис впервые заговорили о мерах по профилактике распространения инфекции, стало понятно, что ситуация начала набирать серьезные обороты. Затем студентам было предложено по собственному желанию уйти на «удаленку», но в этот же день было объявлено об отмене массовых экзаменов и полном переходе на дистанционное обучение. Признаться, сначала до конца не осознавала, что происходит, и уж тем более не думала, что в следующий раз вживую увижу однокурсников и преподавателей только осенью.
Ожидания были более чем оправданы уже после первой сессии в онлайн-формате. Думаю, это стало некой «проверкой на прочность» не только для студентов, но и для преподавателей. Оглядываясь назад, не могу сказать, что столкнулась с какими-то существенными проблемами, не считая плохого интернета либо у меня, либо у преподавателя, из-за чего иногда переносились пары. Все серьезные спорные ситуации оперативно решались или напрямую с преподавателем, или с учебным офисом. Очевидно, что к таким кардинальным переменам в учебном процессе нужно было привыкнуть. В первые недели не все было гладко, но к лету почти все недостатки были устранены. Преподаватели привыкли к новому формату, а учебный офис оптимизировал взаимодействие со студентами. Было много забавных ситуаций, связанных с онлайн-семинарами и лекциями. Например, во время занятия по майнору студентка забыла выключить камеру, и, не дождавшись объявления о перерыве, начала завтракать. Преподаватель отреагировала с пониманием, пожелав приятного аппетита. Также на моей памяти было много случаев, когда не привыкшие к постоянному нахождению ребенка дома родители заходили в комнату и спокойно занимались своими делами. Подобные случаи разряжали обстановку и поднимали настроение, когда это было особенно нужно. Думаю, что все поближе узнали друг друга, научились больше слышать, чем слушать, и стали внимательнее относиться к чужому мнению. В условиях онлайн-обучения это было важно для всех. Сначала было очень сложно перестроиться в режим бесконечного нахождения в четырех стенах. Уверена, что не я одна заметила существенную разницу между обучением дома и в университете именно из-за отсутствия рабочей атмосферы. Дома все привыкли отдыхать после тяжелого дня, но никак не учиться или работать с утра до вечера. Пришлось заставлять себя вставать по будильнику, расписывать задачи на день. Я, определенно, за очное обучение. Несмотря на немалые плюсы дистанционки, университету как живому организму просто необходимо вербальное общение. Вживую слова громче, мысли ярче, а дискуссии оживленнее и острее. Остается только надеяться, что в ближайшем будущем мы вернемся к привычной жизни и сможем наслаждаться каждым днем, проведенным в стенах университета.
Наталья Синеокая, 2 курс, ОП «Журналистика»
Переход на дистанционное обучение прошлой весной ожидала: слухи ползли дней 7 точно. Было очень грустно уезжать, потому что пропускала первую студенческую весну в столице, тем не менее понимала, что это необходимые меры. Ожидала от дистанта, что пары будут более хаотичные, но Вышка сделала все организованно: осталось то же, только в зуме. Во время дистанта сильно болели глаза. Чувствовался недостаток движения, общения, друзья же остались в Москве. Не могу сказать, что дистанционка сильно повлияла на отношения с одногруппниками, хотя, конечно, мы более дружная команда, когда взаимодействуем в аудитории, зато научились общаться более качественно через интернет. Хорошо, что ВШЭ поддерживала студентов: продолжала проводить всякие активности онлайн. Благодаря этому не было ощущения тотального отрыва от университетской жизни. Знаю, что Вышка выдавала технику ребятам в трудном материальном положении. Дистанционное обучение изменило распорядок дня. Стала больше высыпаться, потому что раньше нужно было полтора часа ехать до корпуса, а сейчас ставлю будильник за 4 минуты до пары, в эти 4 минуты слезаю с кровати с мыслями: «Ура, занятия!». Несмотря на экономию времени, хотела бы очное обучение, потому что для журналиста важен офлайн-контакт.
Дима Колесников, 1 курс, ОП «Востоковедение»
Не был шокирован переводом на дистанционное обучение. Даже обрадовался немного, потому что появилась возможность побыть дома. От дистанционки ожидал ухудшения качества образования. Отчасти так и произошло: стало труднее организовать себя. Проще полежать с котиком, чем делать огромное количество домашнего задания. Появились проблемы со сном, начала болеть спина из-за отсутствия активности, сбился распорядок дня: просыпаешься, возможно, успеваешь поесть перед парой, потом либо идешь спать, либо ждешь вечерние пары, при этом жутко не хочется что-то делать из-за недостатка сил, часов в девять начинаешь делать домашнее задание до поздней ночи. Так каждый день. Еще дистант выпал на самый сложный период обучения. Пытался преодолевать эти трудности: стал делать физические упражнения, старался восстановить режим. Однако успех был переменным. Самое забавное, что во время занятий или контрольных лагал компьютер, и меня было слышно с задержкой в 20 секунд, причем частями. На отношения с одногруппниками дистант повлиял: стали больше общаться в «Вк», и люди, не очень активные в реальности, стали более контактными. Честно говоря, сделал бы смешанный формат, потому что лекции удобнее смотреть онлайн или в записи.
Александра Овсянникова, 1 курс, ОП «Социология»
Расстроилась, когда узнала о дистанте, потому что понимала, что будут технические неурядицы, хотя теперь не нужно будет ехать полтора часа к первой паре, тратить деньги на транспорт и обед в Москве. Ожидала, что качество обучения ухудшится, но это ожидание не оправдалось. Могла смотреть лекции в удобное время, так как они записывались, не бояться, что не успею что-то понять. Почти на всех семинарах работали в темпе. Например, у преподавателя по алгебре был графический планшет, который помогал сделать процесс проверки работ более удобным, а на микроэкономике, к сожалению, мы редко показывали домашнее задание, чаще рассказывали. Еще на занятиях не могли выстроить полноценную дискуссию. Иногда барахлил интернет. Технические сложности смогла преодолеть, а проблемы с коммуникацией – нет. Не могу сказать, что дистант очень повлиял на отношения с одногруппниками, хотя, если бы был очный формат, мы бы сплотились сильнее. Дистант имеет и хорошие стороны. У нас с соседками по общежитию появилась милая традиция смотреть фильмы по вечерам, потому что никому не нужно куда-то ехать. На парах ребята показывали домашних животных. Очень помогала и придавала сил наша академическая руководительница Ольга Евгеньевна Кузина. Она вдохновляла положительным настроем, легко шла на контакт. В целом преподаватели были открыты к общению. Плюс университет сделал классный опрос о студенческой жизни. Все вопросы, связанные с обучением, легко и быстро решались, так что не чувствовала себя брошенной. Дистанционка ужасно повлияла на мой распорядок дня. Очные занятия меня дисциплинировали, а на дистанционке я смотрела лекции в кровати. Я бы хотела смешанный формат, потому что семинары трудно проводить онлайн, а лекции в записи смотреть удобно: есть возможность пересмотреть. Ужасно хочу увидеть одногруппников.
Александра Тен, 3 курс, ОП «Дизайн»
Новость пришла перед сессией третьего модуля. Было непонятно, как будем сдавать экзамены и чего можно ожидать. Для меня это было чем-то новым и до того дня невозможным. Обучение по интернету ассоциируется с заочным образованием, но никак не с очным. Мой куратор прекрасно справился с задачей ничего не потерять и постарался сделать все возможное, чтобы мы почувствовали себя комфортно в новой среде. Наши проекты часто имеют реализацию, но в этот раз пришлось делать digital-работы, что помогло сменить оптику восприятия и расширить компетенции. К примеру, поработала с VR и AR, хотя до этого даже думать не хотела о таком. Однако печально, что не все преподаватели были готовы идти на контакт. На моем майноре преподаватель просто исчез на три недели, никого не предупредив, а потом неожиданно появился будто ничего не случилось. Также иногда лагала система «Экзамус». Самым стрессовым моментом была сдача IELTS: камера оказалось ужасно мыльной, не успела показать комнату целиком, так как система сама пошла дальше через пару секунд. Результаты все еще не пришли, боюсь, скажут, что я списывала, потому что отвела глаза. В общем, перенервничала на экзамене и надеюсь, что не придется сдавать его повторно. Вышка в этом году закупила больше платных аккаунтов для зума, что радует, ведь конференция идет без ограничения времени, никто не вылетает и переподключаться не надо. Во время дистанционки стала меньше уставать, что огромный плюс. Стала высыпаться, научилась быть более продуктивной, появилось время подрабатывать. В итоге, для меня на дистанте оказалось больше плюсов, чем минусов. Я бы хотела иметь возможность приезжать в университет на практические занятия и иметь доступ к оборудованию, но все теоретические предметы слушать в онлайн-формате, это удобно. На них неважно, есть ты в аудитории или нет.
Соня Шкаруба, 2 курс, ОП «Маркетинг и рыночная аналитика»
Я была действительно удивлена, когда узнала о дистанте весной. После этого мы с соседкой по общежитию так расстроились, что весь вечер смотрели на Рижский вокзал из окна и слушали грустные песни. Сейчас это забавно вспоминать, но тогда дистанционка казалась концом жизни. Думала, все будет очень плохо: не сможем нормально учиться, нам будут просто высылать задания и придется наверстывать все в новом году. Однако уже на следующий день после объявления дистанта состоялась пара в «Дискорде», а следующая — в прямом эфире «Инстаграма». Поразилась, как Вышка быстро адаптировалась к новым условиям, не особо потеряв в качестве образования. Конечно, было сложно организовать командную работу: когда пары проходят в «Тимс», построить обсуждение трудно, потому что начинают говорить сразу несколько человек, никто никого не слышит. Технические проблемы. Во время дистанта уехала домой в Барнаул, где время на 4 часа впереди московского. Недавно писала экзамен до 00:20 по местному времени. Смогла преодолеть разницу часовых поясов, перестроив режим: стала ложиться в 3:30, вставать в 11:00. Остались только небольшие трудности в работе в команде и некоторые технические. Тем не менее у дистанта есть плюсы. Например, возник вопрос — не ждёшь до следующей пары, а пишешь в «Тимс» и получаешь ответ в течение нескольких часов. Как уже упомянула, самую первую онлайн-пару преподаватель решил провести в «Дискорде». Моя подружка забыла выключить микрофон и начала распеваться. Я бы хотела смешанный формат: 2-3 дня в неделю лекции онлайн и столько же семинары очно. Будет возможность встретиться со всеми, при этом не нужно каждый день тратить время на дорогу и сборы, можно смотреть лекции в ускоренном режиме, где-то перематывать.
Пресс-центр благодарит студентов Вышки за интервью!
Текст: Юлия Пославская
Фото: из личных архивов участников беседы