• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар «Анафора и кореферентность»

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен типологическому рассмотрению различных языковых выражений, которые используются в пределах предложения и в пределах связанного текста для обозначения одной и той же сущности. С одной стороны, мы рассмотрим различные формальные подходы к анализу так называемого "связывания" (как в "Я вижу себя"), с другой стороны, различные подходы к дискурсивной анафоре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения ⁃ знакомство с основными подходами к синтаксису и семантике анафорических отношений ⁃ умение применять полученные знания при анализе фактов разноструктурных языков ⁃ овладение логикой синтаксической аргументации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные принципы классической теории связывания
  • Умеет применять аналитический аппарат классической теории связывания к языковому материалу
  • Умеет интерпретировать конкретные примеры в рамках разных подходов к связыванию
  • Знает базовые модели анафорических систем в языках Дагестана
  • Знает иерархию позиций рефлексивов
  • Умеет анализировать систему связывания на материале одного из языков (с использованием собственных полевых материалов, грамматических описаний, корпусных данных, либо на материале публикации, описывающей связывание в конкретном языке)
  • Знает основные подходы к анализу дискурсивной анафоры
  • Знает основные факторы, влияющие на возможность прономинализации
  • Умеет применять модель референциального выбора на примерах реальных текстов
  • Умеет применять методы функциональных подходов к определению дискурсивного топика
  • Знает основные модели референциального выбора, используемые в описаниях конкретных языков
  • Умеет анализировать и описывать систему референциального выбора на примере реальных текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория связывания
  • "Каноническое" и "неканоническое" связывание на примере конкретных языков
  • Функциональные подходы к анафоре и кореферентности
  • Формальные подходы к анафоре
  • Системы анафорических средств в языках мира
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Минитест по классической теории связывания
  • неблокирующий Тест "Анализ связывания в языках мира"
  • неблокирующий Собственное миниисследование связывания в языке Х
  • неблокирующий Анализ фрагмента системы референциальных средств (анафорической системы) языка, выбранного студентом
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.35 * Анализ фрагмента системы референциальных средств (анафорической системы) языка, выбранного студентом + 0.2 * Минитест по классической теории связывания + 0.35 * Собственное миниисследование связывания в языке Х + 0.1 * Тест "Анализ связывания в языках мира"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Binding theory, Buring, D., 2005
  • Dissolving binding theory, Rooryck, J., 2011
  • Reference in discourse, Kibrik, A. A., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The syntax workbook : a companion to Carnie's syntax, Carnie, A., 2013

Авторы

  • Руднев Павел Владимирович
  • Толдова Светлана Юрьевна
  • Михайлов Степан Кириллович