Никита Анисимов: «Для нас в центре — человек»
Ректор НИУ ВШЭ выступил на конференции СберУниверситета, посвященной трендам в образовании. Ее тема — «Больше чем обучение. Новые приоритеты в меняющемся мире». На сессии «Чему учиться сегодня, чтобы быть релевантным завтра», модератором которой выступил глава Сбербанка Герман Греф, Никита Анисимов рассказал о своем понимании человекоцентричности в образовании. Он отметил, что высшая школа обеспечивает, с одной стороны, развитие человека, с другой — развитие экономики, отвечая на запросы работодателей. Университет, решающий только вторую задачу, обречен на догоняющее развитие, на подготовку кадров для прошлого.
Одним из ключевых вопросов, которые обсуждались на сессии, стало формирование навыков в высшей школе. Мягкие навыки (soft skills) — умение думать, вести себя в обществе и управлять собой — нужно тренировать каждый день в обычной жизни. Об этом в ходе конференции рассказал президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф. Он отметил, что одна из фундаментальных тем в образовании сегодня — персонализация обучения. «Но построение клиентоцентричного процесса невозможно без продвинутой технологической платформы с использованием искусственного интеллекта, который помогает выстроить трек обучения, — подчеркнул он. — При этом в первую очередь необходимо овладевать мягкими навыками, затем цифровыми и уже потом профессиональными. Как научить и научиться мягким навыкам? Во-первых, необходима теоретическая часть. Нужно понимание того, что ты изучаешь. Далее идет практика. На этих двух этапах важно, чтобы преподаватель, который рассказывает о предмете, сам обладал мягкими навыками: системностью мышления, умел общаться, излагал материал просто и доступно. И безусловно, эти навыки нужно тренировать в реальной жизни. Навык — это устойчивая привычка».
Герман Греф рассказал об исследовании Гарварда, согласно которому лучшие выпускники этого университета, продемонстрировавшие великолепные твердые навыки во время учебы, не становятся собственниками компаний и, как правило, не занимают высокие посты. Сегодня считается, что 15% успеха составляют твердые навыки, а 85% — мягкие, идет работа по их осмыслению, систематизации и приоритизации.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков назвал три особенности современного высшего образования, имеющие определяющее значение для государственной политики. Это индивидуализация, когда каждый студент индивидуален, а университет — клиентоцентричен, то есть для ста студентов он фактически предлагает сто разных программ. Это фундаментальность и одновременно гибкость, причем в фундамент современного образования входят цифровые и мягкие навыки. Наконец, это устремленность в будущее: чем лучше сочетается подготовка к будущей работе и к тому, чего еще нет, тем лучше университет.
«Действия министерства заданы подобным пониманием высшего образования. Содержание подготовки должно быть таким, чтобы в момент перехода из вуза на работу позволяло выпускнику уверенно чувствовать себя, — заявил Валерий Фальков. — Для этих задач задействованы все инструменты государственной поддержки — от молодежных лабораторий, инженерных школ, платформы университетского технологического предпринимательства до большой федеральной программы “Приоритет-2030”. Также успешно работают Центры компетенций, где ребята могут пройти тестирование по оценке своих лидерских и управленческих навыков».
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов предложил для обсуждения тезис о том, что успех университета складывается из трех составляющих: люди, деньги и удача. «Когда мы говорим о клиентоцентричности, мне как ректору, имеющему опыт работы в разных университетах, очень хочется говорить и о человекоцентричности, — отметил он. — Происходит трансформация нашего понимания от клиентоцентричности в сторону человекоцентричности, для университетов это очень важно. Для нас в центре — человек».
Никита Анисимов рассказал, что сейчас в НИУ ВШЭ проходит XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования, также посвященная человеку как центру образовательной системы. Один из неожиданных выводов, прозвучавший на конференции, — о том, что на успешность выпускника влияют кампусы. Если студент учился в кампусе, он будет более успешным, и это тоже свидетельствует о важности формирования мягких навыков.
Университет обеспечивает, с одной стороны, развитие человека, с другой — развитие экономики, отвечая на запрос работодателей, считает Никита Анисимов. Если он будет решать только вторую задачу, то обречен на догоняющее развитие, на подготовку кадров для сегодняшнего дня, то есть для прошлого. Лишь отдельные работодатели понимают свои кадровые потребности в перспективе шести лет, а университет должен встраиваться в работу по достижению цели, стоящей перед обществом, понимать эту цель. При этом он должен говорить с каждым из своих клиентов — работодателем, школой, детьми, родителями — на понятном языке.
На вопрос из зала, помогает ли Высшая школа экономики в части профориентации, ведь студент, поступив на один факультет, через год может понять, что его интересы лежат в другой плоскости, Никита Анисимов отметил, что ошибаться — это нормально. Если человек выбрал не то направление в университете — это хорошо, ведь задача университета — помочь человеку найти себя, в этом заключается его клиентоцентричность, в таком контексте стоит о ней говорить. По мнению ректора, в любом университете после двух лет обучения студент должен иметь возможность поменять траекторию. Решению именно этой задачи способствует поручение президента России о внедрении в высшем образовании схемы обучения «2+2+2».
На сессии также выступили ректор МФТИ Дмитрий Ливанов, проректор РАНХиГС, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров и директор Universal University Екатерина Черкес-заде.
Алексей Комиссаров считает, что учить взрослых мягким навыкам можно, но сложно, если они не прошли необходимый для этого путь в школе и университете. Не стоит переживать, если какие-то навыки западают, надо опираться на качества, благодаря которым ты востребован и успешен. В ходе обучения важна атмосфера доверия, тогда любые навыки «заходят» лучше, глубже и надежнее.
По мнению Дмитрия Ливанова, сама по себе осведомленность еще никого не сделала успешным, а навыками человек овладевает не столько в учебной, сколько в реальной ситуации. Успешны университеты, которые раньше включают своих студентов в контекст реальных, а не учебных задач. На основе рефлексии всего этого даже возникла педагогическая концепция, согласно которой главная задача образования — научить учиться.
Екатерина Черкес-заде рассказала о подходах к развитию креативности. По ее мнению, современный вызов — это создание кросс-дисциплинарных программ, где креативные индустрии активно взаимодействуют с другими программами и областями знаний. Человек может стать режиссером в 35 лет, обладая большим объемом интересных и правильных навыков, используя накопленный багаж, чтобы реализоваться в этой профессии.