• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика»

Профессор Высшей школы бизнеса Александр Колик ответил на вопросы о развитии сети транспортно-логистических центров в России

Александр Колик, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, дал интервью общефедеральной газете железнодорожников «Гудок», в котором ответил на ряд вопросов о транспортно-логистических центрах (ТЛЦ). Эксперт объяснил, какие условия необходимо обеспечить в 2023 году для сохранения тенденции активного развития ТЛЦ, отразилось ли снижение статуса проекта «Транспортно-логистические центры» с федерального до ведомственного на его дальнейшей реализации, какие задачи позволяет решить развитие сети ТЛЦ, а также на каких направлениях перевозок особенно необходимо строительство таких центров.

Профессор Высшей школы бизнеса Александр Колик ответил на вопросы о развитии сети транспортно-логистических центров в России

Изображение от Freepik

Колик Александр Вениаминович

Колик Александр Вениаминович

Профессор департамента операционного менеджмента и логистики

– В текущем году ОАО «РЖД» и представители частного рынка активно развивали сеть транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Какие условия необходимо обеспечить в 2023 году для сохранения этой тенденции?

– Включение ТЛЦ в стратегические планы развития инфраструктуры может стать важным инструментом реализации государственной экономической стратегии. И здесь уместно вспомнить о мировом опыте, который подсказывает, что система ТЛЦ должна формироваться при определяющей роли государства.

Главное при этом не финансовое обеспечение, а стратегическое руководство формированием и развитием системы ТЛЦ. Места размещения и последовательность создания логистических центров должны определяться планами развития регионов и внешнеэкономических связей. Государство должно заниматься поиском надёжных девелоперов, обеспечивать решение вопросов землеотвода и соединения территорий ТЛЦ с магистральными транспортными сетями, предоставлять целевые льготы компаниям, инвестирующим в создание ТЛЦ. Только государство может гарантировать недискриминационный доступ бизнес-структур к работе на территории ТЛЦ, а транспортных операторов – к выполнению перевозок между ними, что крайне важно для обеспечения устойчивой работы всей системы.

– Отразилось ли снижение статуса проекта «Транспортно-логистические центры» с федерального до ведомственного на его дальнейшей реализации?

– В 2021 году проект, который предусматривает создание к 2024 году сети опорных ТЛЦ в 12 регионах, приобрёл статус ведомственного (на уровне Минтранса России) и лишился запланированной федеральной финансовой поддержки в размере около 10 млрд руб. При этом, как я уже сказал ранее, бюджетные деньги в данном вопросе не главное, тем более что предназначались они не на создание ТЛЦ, а на формирование единой цифровой транспортно-логистической среды и развитие международных транспортных коридоров. Создание ТЛЦ в Новосибирске, Санкт-Петербурге и в Калужской области будет, скорее всего, успешно завершено – эти объекты уже нашли своих инвесторов.

– Какие задачи позволяет решить развитие сети ТЛЦ?

– ТЛЦ позволяют интегрировать складские и транспортные операции, сокращая или практически исключая для крупных грузовладельцев «последнюю милю» и не допуская возникновения парадоксальной ситуации, когда логистические объекты, рассчитанные на значительные стабильные грузопотоки, создаются вне инфраструктурной связи с железнодорожным транспортом (как некоторые оптово-распределительные центры «Русагромаркета»).
Для железных дорог ТЛЦ являются инструментом концентрации грузопотоков и объёмов терминальной переработки. А это, в свою очередь, основа для применения интермодальных технологий, повышения качества обслуживания, возврата на рельсы больших объёмов дальних перевозок. Операторы интермодальных перевозок, такие как «ТрансКонтейнер», нуждаются в специализированных терминалах ТЛЦ, без которых преимущества ускоренных контейнерных поездов часто растворяются в традиционной технологии обработки поездов на контейнерных площадках грузовых станций.

– На каких направлениях перевозок особенно необходимо строительство таких центров?

– Общеизвестны проблемы транспортного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока, где участки железнодорожных и автодорожных сетей часто разобщены, многие населённые пункты не имеют контейнерной инфраструктуры, а создание малодеятельных контейнерных площадок экономически не оправданно. ТЛЦ должны стать естественными пунктами стыковки существующих и вновь создаваемых элементов транспортных сетей, базовыми узлами развития контейнерной системы, точками доступа в систему национальных и международных транспортных коридоров. На направлениях с недостаточным развитием железнодорожной сети могут быть задействованы регулярные автомобильные перевозки с применением автопоездов большой грузоподъёмности (в некоторых странах значительная часть ТЛЦ обслуживается именно таким образом).
 

Источник: Gudok.ru

Беседовала Анна Якушева