Сотрудница Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Наталия Алямовская стала победителем конкурса образовательных инноваций программы «ФОИ»
Наталия Алямовская, старший преподаватель Департамента операционного менеджмента и логистики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ стала одним из победителей конкурса образовательных инноваций программы «Фонд образовательных инноваций» в номинации «Оригинальные решения по развитию знаний, полученных студентами в курсах DataCulture в рамках образовательных программ». Наталия представила проект «Разработка банка заданий, позволяющих получать внутреннюю валюту курса».
К участию в конкурсе принимались описания уникальных образовательных практик, которые преподаватели уже внедрили в свою работу. Наталия Алямовская, совместно с преподавателем из Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Максимом Рожковым, предложила инструменты на основе геймификации, цель которых – вовлечь студентов в учебный процесс. Сегодня преподавателям приходится конкурировать за внимание студентов с большим количеством источников информации и разных видов активности. Применение геймификации на курсе помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности обучающихся.
В разработке сочетается геймификация, использование банка дополнительных заданий для улучшения и развития полученных навыков, а также гибридный формат работы на основе видеоматериалов.
Согласно автору «Банк заданий интегрирован с внутренней валютой курса: выполняешь задания – получаешь вознаграждение. На предмете «Цифровая грамотность» игровая валюта называется Digital Literacy Coin (DLC). Идея внутренней валюты появилась после просмотра материалов из базы знаний проекта Teach4HSE, где о применении этой практики в проектном обучении рассказывала преподаватель кафедры менеджмента инноваций Анна Солодихина. Мы адаптировали эту идею для курса «Цифровая грамотность», а также добавили ряд новых элементов, в числе которых – банк заданий, самый масштабный из них».
Банк заданий помогает решить несколько важных задач учебного процесса: во-первых, участвует в построении индивидуальной траектории обучения студента, во-вторых, позволяет эффективно использовать часы самостоятельной работы. Банк заданий создает среду, в которой студент не боится ошибиться: он пробует решать задания, и, в случае успеха, получает вознаграждение – ту самую валюту курса. Кроме того, задания способствуют отработке материала и приобретению навыков в менее стрессовой среде перед выполнением заданий на «на оценку».
Наталия Алямовская и ее коллеги из Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ уже получили первые результаты применения презентуемых образовательных практик: количество неудовлетворительных оценок на курсе существенно снизилось, увеличилась вовлеченность студентов, а 90% из них оценили наличие геймификации и банка заданий положительно, называя курс полезным для карьеры и расширения кругозора.
В перспективе разработку можно адаптировать к специальным дисциплинам образовательных программ, отмечает Наталия Алямовская. Важное условие дальнейшего развития применения банка заданий и внутренней валюты – найти способы снизить время на их разработку и поддержание. «При внедрении инноваций нужно учитывать нагрузку преподавателя, чтобы инструменты «прижились» в активной практике», – акцентирует Наталия. Еще одна из зон развития разработки – создание более иммерсивной игровой среды в образовательном процессе, об актуальности этого направления свидетельствует полученная от студентов обратная связь.
Конкурсы программы «Фонда образовательных инноваций» – уникальная возможность для преподавателей представить свои новые идеи и лучшие практики, которые они используют в преподавании. Конкурс образовательных инноваций ФОИ ВШЭ проводятся на регулярной основе, дважды в год. Ежегодно в конкурсах участвует более 100 проектов.