Паспорт образовательной программы
38.03.02 Менеджмент
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
2022/2023 учебный год
Управление цепями поставок
Целью образовательной программы «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика» является подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности в области управления цепями поставок и бизнес-аналитики в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
Программа направлена на подготовку специалистов высокой квалификации, способных работать во всех отраслях экономики, в исследовательских и консалтинговых структурах, в сфере государственного управления.
Преимущества программы:
- Соответствие перспективным трендам в сфере управления цепями поставок. Менеджмент в цепях поставок на современном этапе не может быть эффективным без развитого комплекса бизнес-аналитики, прежде всего в силу больших объемов информации и роста доли неструктурированных данных, которые не могут быть выявлены, обработаны и интерпретированы обычными методами. Программа нацелена на обучение различным аспектам современного бизнес-анализа, в том числе с использованием когнитивных технологий, искусственного интеллекта и других перспективных инструментов.
- Взаимодействие с ведущими промышленными, торговыми, консалтинговыми и логистическими компаниями. Контакт с работодателем, в том числе через взаимодействие с Академическим советом программы, позволяет постоянно корректировать структуру и состав учебных дисциплин в соответствии с перспективными потребностями бизнеса. Кроме того, студенты имеют возможность проходить профессиональную практику, выполнять проекты и стажироваться в ведущих российских и международных компаниях.
- Комплексная подготовка по менеджменту. В учебный план студента включены дисциплины по десяти ключевым предметным областям современного менеджмента. Среди предметных областей выделяются как традиционные области менеджмента (общий и стратегический менеджмент, финансы и учет, маркетинг, операционный менеджмент и логистика, управление человеческими ресурсами) и необходимые базовые компетенции (математика и статистика, экономика), так и направленные на развитие актуальных навыков менеджера (по принятию решений и этике бизнеса, предпринимательству, социальным навыкам менеджера, лидерству и командообразованию).
- Индивидуальная образовательная траектория. Обязательные предметы по области знаний образовательной программы студенты дополняют курсами по выбору, в наибольшей степени отвечающей его способностям, интересам и склонностям, в том числе в рамках предусмотренных образовательной программой специализаций.
- Большой объем практической подготовки. Практическая подготовка (выполнение проектов, практика студентов) начинается с первого курса и проходит с привлечением корпоративных партнеров Высшей школы бизнеса из числа крупнейших российских и международных компаний. Студенты имеют доступ ко всем ресурсам Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета.
- Углубленное изучение английского языка. В конце второго курса все студенты сдают независимый экзамен по английскому языку по международным стандартам. В результате студенты способны изучать отдельные дисциплины на английском языке, в том числе предлагаемых преподавателями зарубежных университетов, а также учиться в зарубежных университетах-партнерах.
- Соответствие российским и мировым профессиональным стандартам. Содержание программы охватывает перечень профессиональных задач по множеству профессиональных стандартов Минтруда РФ, среди которых: «бизнес-аналитик», «специалист по процессному управлению», «специалист в сфере закупок», «специалист по управлению цепью поставок в авиастроении». Содержание программы ориентировано на компетенции сертификатов Supply Chain Professional, выдаваемого Ассоциацией по управлению цепями поставок, и Entry Certificate in Business Analysis, который выдается Международным институтом бизнес-аналитики.
Профессиональные компетенции (ПК), сформулированные в паспорте ОП, являются специфическими для выпускников программы. Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники. В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные (определены в части I ОС) и общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) компетенции (УК и ОПК). Университет выделяет также ключевые образовательные результаты (КОР), специфические для выпускников ОП определенного направления подготовки. КОР отражают взаимосвязь УК и ОПК данного направления подготовки, конкретизируют и углубляют их. КОР представляют собой измеряемые комплексные результаты обучения, критически важные и минимально достаточные для освоения направления подготовки. Достижение КОР выпускником доказывает освоение им обязательных компетенций (УК и ОПК). Перечни КОР зафиксированы в паспортах направлений.
Совокупность всех УК, ОПК, КОР и ПК, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области или сфере профессиональной деятельности, или решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОС.
Код компетенции | Наименование компетенции |
Организационно-управленческая деятельность | |
ПК-1 | способен оценивать текущее состояние цепей поставок и принимать решения в области управления материальными, финансовыми и информационными потоками на основе системного подхода |
ПК-2 | способен управлять процессами и руководить выполнением типовых задач организации сетей поставок, обеспечивающих жизненный цикл продукции, в том числе и на мировых рынках |
ПК-3 | способен обеспечивать оказание услуг объектами логистической инфраструктуры с эффективным использованием технических средств и ресурсов |
ПК-4 | способен анализировать рынок поставщиков и осуществлять обоснованные закупочные процедуры на основе разработанных планов |
ПК-5 | способен организовывать и управлять процессами постпродажного обслуживания и сервиса, анализа логистической поддержки жизненного цикла продукции |
ПК-6 | способен разрабатывать, внедрять, совершенствовать и анализировать сложные кросс-функциональные процессы и административные регламенты |
ПК-7 | способен выявлять потребности заинтересованных сторон и обосновывать решения, направленные на проведение изменений в организации |
ПК-8 | способен автоматизировать задачи управления и анализа бизнес-процессов организации путем модификации и сопровождения информационных систем с целью повышения эффективности деятельности организаций |
ПК-9 | способен обеспечить реализацию социальной ответственности бизнеса в рамках экономики замкнутого цикла через тесное взаимодействие в процессе управленческой деятельности со всеми заинтересованными сторонами, включая местные власти, профсоюзные объединения, местные сообщества и т.д. |
Информационно-аналитическая деятельность | |
ПК-10 | способен осуществлять интегрированное планирование материальных и сопутствующих потоков используя современные технические средства и информационные технологии |
ПК-11 | способен разрабатывать управленческие процедуры и методы контроля |
ПК-12 | способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам бизнес-аналитики |
ПК-13 | способен проводить консультации по вопросам надежности и эффективности функционирования цепей поставок, операционной деятельности, систем управления рисками и информационных систем организации с целью достижения стратегических целей организации |
Предпринимательская деятельность | |
ПК-14 | способен проводить анализ рыночных и специфических рисков в цепях поставок для принятия управленческих решений |
ПК-15 | способен проводить анализ конкурентной среды |
ПК-16 | способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса |
Профессиональный модуль (Major) формирует основу будущей профессиональной деятельности и состоит из двух частей: базового профессионального блока и вариативного профессионального блока.
Базовый профессиональный блок содержит дисциплины по десяти предметным областям:
- Экономика
- Математика и статистика
- Общий и стратегический менеджмент
- Финансы и учет
- Маркетинг
- Организационное поведение и управление человеческими ресурсами
- Управление процессами и проектами, логистика и управление цепями поставок
- Принятие решений и этика бизнеса
- Предпринимательство
- Социальные навыки менеджера / Лидерство и командообразование
Изучение базового профессионального блока способствует получению комплексных знаний в области современного менеджмента, развить общепрофессиональные компетенции студента и заложить базу для его профессиональной деятельности по направлению подготовки.
Вариативный профессиональный блок разделен на три части. Обязательные дисциплины формируют комплексные знания по профилю программы, предлагают для изучения курсы, способствующие формированию профессиональных компетенций по профилю всей программы. Дисциплины по выбору предлагают студенту возможность изучения информационных инструментов решения профессиональных задач. Дисциплины специализации углубляют знания студента в соответствующей области в целях соответствия профессиональным стандартам международных ассоциаций.
Образовательной программой предусмотрено две специализации: «Управление цепями поставок» и «Бизнес-аналитика». Разделение на специализации происходит после прохождения большинства обязательных дисциплин, что позволяет студенту углубить знания в одной или другой области на основании его способностей, интересов и склонностей. Выделение специализаций в рамках образовательной программы вызвано необходимостью более полного соответствия мировым профессиональным стандартам по профилю образовательной программы: сертификату Supply Chain Professional Ассоциации по управлению цепями поставок (APICS) и сертификату Entry Certificate in Business Analysis Международного института бизнес-анализа (IIBA). Предусмотренная учебным планом трудоемкость специализации позволяет приобрести знания, достаточные для освоения ключевых навыков, предусмотренных стандартом. Важной особенностью специализации «Бизнес-аналитика» является фокус на анализе бизнес-процессов, сопровождающих функционирование современных цепей поставок.
Блок проектных семинаров проходит в формате НИС и нацелен на развитие soft skills менеджера, а также на поддержку реализации проектных элементов практической подготовки – курсовых проектов студентов. Курсовые проекты, производственная и преддипломная практика направлены на взаимодействие с бизнес-сообществом путем решения прикладных задач или направления для прохождения практики в профильные организации, что является отличительной чертой блока «Практика» по направлению подготовки.
Модуль дисциплин общего цикла (ДОЦ) нацелен на развитие кругозора, овладение инструментами и методами смежных наук, развитие критического мышления, освоение универсальных компетенций, предусмотренных образовательным стандартом.
Дополнительный модуль (Minor) – это учебный цикл в рамках образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. Реализуется как выбор обучающимися ряда дисциплин (либо связанных друг с другом содержательно, либо не связанных – в последнем случае это свободный майнор).
Модуль «Английский язык» направлен на формирование у выпускника бакалавриата готовности и способности вести профессиональное общение на английском языке. С учетом вероятности того, что студент самостоятельно овладел навыками английского языка в достаточном объеме, дисциплины этого раздела изучаются факультативно. Тем не менее, все студенты сдают внутренний и независимый экзамен по английскому языку, а студенты выпускного курса защищают проект ВКР на английском языке. Кроме того, многие дисциплины профессионального модуля преподаются на английском языке, что обеспечивает возможность подготовиться к ведению профессиональной деятельности в международной среде.
Модуль культуры работы с данными (Data Culture) способствует освоению студентами современных технологий в области наук о данных (Data Science) и приобретению компетенции применения этих технологий в профессиональной деятельности. Студенты программы изучают язык программирования Python и используют его для анализа данных. В рамках данного модуля также проходит независимая оценка цифровых компетенций обучающегося.
Модуль государственной итоговой аттестации (ГИА) включает в себя защиту студентом выпускной квалификационной работы и позволяет оценить степень достижения результатов освоения образовательной программы.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика»