• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Маркетинг и рыночная аналитика»

Стратегический менеджмент

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделейй и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией̆, функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды. Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании. В самостоятельную работу студента входит освоение классических концепций теории стратегического менеджмента по рекомендуемой̆ учебной̆ и научной̆ литературе, подготовка к практическим занятиям, промежуточному и итоговому контролю знаний.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть инструментами анализа макроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования;
  • Владеть инструментами и методами анализа внутренней среды компании и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
  • Владеть характеристиками корпоративной стратегии фирмы, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным головным центром, использует матричные методы для анализа и разработке предложений по управлению бизнес-портфелем корпораций
  • Определять типы базовых стратегиях М.Портера, в т.ч. в части характеристик стратегий лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования, особенности стратегий на разных этапах жизненного цикла отрасли, гибридные и иные виды бизнес-стратегий и используют их при разработке стратегических решений
  • Приводить примеры стратегий в различных отраслях, объясняет выбор ими бизнес-модели и формирует предложения по разработке и стратегии компании на различных уровнях
  • Определять виды и ценности ресурсов и компетенций и используют их при проведении VRIO анализа ресурсов компании
  • Знать базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их использовать для решения задач развития компании
  • Знать как основные элементы реализации стратегии, влияющие на достижение успеха, возможности изменения систем компании, корпоративные системы и культура влияют на внедрение стратегии и используют их для изменения стратегии и бизнес-модели компании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в стратегический̆ менеджмент.
  • Тема 2. Теория стратегии: основные элементы, базовые концепции и модели, целеполагание.
  • Тема 3. Бизнес-модель как базовая схема системного описания деятельности организации.
  • Тема 4. Стратегический анализ внешней среды организации: определение возможностей̆ и угроз.
  • Тема 5. Стратегический анализ внутренней среды организации.
  • Тема 6. Корпоративные стратегии организации.
  • Тема 7. Конкурентные стратегии организации
  • Тема 8. Определение и выбор стратегических альтернатив развития организации.
  • Тема 9. Реализация стратегии: управление организационными изменениями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные тесты
    Студенты выполняют 5 тестов по теоретическому материалу и изученным академическим публикациям на семинарах 2,3,4,5, 6. 1 тест – 10 вопросов. Каждый вопрос – 1 балл.
  • неблокирующий Анализ кейса
    Студенты выполняют анализ кейса индивидуально. Время проведения – 7 семинар.
  • неблокирующий Групповой проект
    Проект выполняется командой студентов из 4-6 человек в соответствии с заданием по выбранной компании. По итогам выполнения проекта команды готовят итоговую презентацию и представляют ее комиссии.
  • блокирующий Экзамен
    Проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 2 модуля в формате индивидуальной письменной работы. В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Формат проведения: оффлайн. Продолжительность экзамена 120 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Анализ кейса + 0.3 * Групповой проект + 0.075 * Контрольные тесты + 0.075 * Контрольные тесты + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 351 - А.Остервальдер; И.Пинье - Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора - 9785961423457 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/351
  • Alpina - 8833 - (HBR) Коллектив авторов - Стратегия - 9785961442625 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8833
  • Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов : учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. - 7-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 453 с. - ISBN 978-5-9614-6306-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838939
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 25045 - (HBR) Коллектив авторов - Платформы и экосистемы - 9785961483161 - Альпина Паблишер - 2023 - https://hse.alpinadigital.ru/book/25045
  • Alpina - 8932 - М.Портер - Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость - 9785961443349 - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8932
  • Barney, J. (1991). Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. Journal of Management, 17(1), 99. https://doi.org/10.1177/014920639101700108
  • Prahalad, C. K., & Hamel, G. (1990). The Core Competence of the Corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79–91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9006181434
  • Корпоративная стратегия, Джонсон, Дж., 2007
  • Минцберг, Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента : учебно-практическое пособие / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель. - 5-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. - 365 с. - ISBN 978-5-9614-7007-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1838941
  • Чан Ким - Стратегия голубого океана - 9785001002581 - МИФ - 2016 - https://hse.miflib.ru/#/book/17572 - 17572
  • Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009

Авторы

  • Волкова Ирина Олеговна