• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Маркетинг и рыночная аналитика»

Проектный семинар "Управление командой"

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Формирование благоприятного климата в коллективе, профессиональное развитие членов команды и удержание талантливых сотрудников в современных реалиях является важнейшей задачей и ответственностью руководителей или лидеров проектных команд наряду с решение содержательных задач и достижением бизнес-результата.Целью проектного семинара «Управление командой» является формирование и анализ собственного опыта командной работы у студентов и развитие навыков организации командной работы.Курс предполагает сочетание как индивидуальной активности студента на семинарах, так и совместной работы команды в рамках выполнения итогового проекта по курсу. В рамках курса используются следующие форматы: мини-лекции, решение кейсов, критический анализ классических и современных теорий управления командой и ее развития, cквозная (итоговая) проектная работа по применения и анализу изученных методик.В случае успешного прохождения проектного семинара студент получает опыт как в организации командной работы, так и анализа различных аспектов командной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью проектного семинара «Управление командой» является формирование и анализ собственного опыта командной работы у студентов. Задачи проектного семинара: 1) изучение научно обоснованных моделей для анализа групповой динамики и командной работы; 2) анализ собственной студенческой команды; 3) развитие навыков организации командной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание возможностей использования модели И.Адизеса для постоянных команд.
  • Знание способов применения модели М.Белбина для проектных команд. Знание особенностей командных ролей.
  • Понимание истории возникновения команд. Стадии (этапы) формирования команды, командные эффекты.
  • Знание этапов превращения группы в команду по Д. Катценбаху и Д. Смиту
  • Знание стадий формирования высокоэффективной команды (Б. Такман)
  • Знание диагностической модели П. Ленсиони для определения командных пороков. Методы анализа командной деятельности
  • Управление командами в условиях неопределенности и стресса. Концепция тиминга Э.Эдмонсон.
  • Знание лидерских практик формирования команды.
  • Знание особенностей формирования предпринимательских команд.
  • Студенты знают, под воздействием каких социально-психологических механизмов эволюционирует группа/ Студенты понимают особенности групповой динамики на каждой стадии развития по модели Б. Такмана.
  • Умеют диагностировать свои роли свои ведущие и замещающие роли по модели М. Белбин Могут определять стиль ролевые репертуары других членов собственной команды Студенты смогут самостоятельно скорректировать видение своих ролей другими членами группы для эффективного командного взаимодействия, корректировать свой ИПР Студенты понимают, что такое командный профиль по модели М. Белбина, предлагают способы корректировки командного профиля.
  • Дифференцируют командные пороки по модели П. Ленсиони и объясняют их наличие на примере собственной студенческой команды. Знают способы преодоления командных пороков
  • Планируют и вырабатывают рекомендации в отношении изменения командного профиля с использование практик развития команды. Умеют выходить в рефлексивную позицию, анализировать неудачи и разрабатывать решения. Дифференцируют практики развития команды и объясняют целесообразность их использования для собственной студенческой команды. Использует релевантные практики развития команды для решения учебных задач проектного семинара.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Команда как способ организации работы.
  • Групповая динамика
  • Неформальная структура группы.
  • Симптомы нездоровой команды (пороки) и их преодоление
  • Тема 5. Современные вызовы управления командами.
  • Тема 6. Команды в условиях стресса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальное эссе
    Исследовательское эссе по одной из предложенных тем по управлению командой. Темы могут быть скорректированы по согласованию с преподавателем семинаров. Формат исследовательского эссе предполагает формулировку проблемы, обоснование актуальности выбранной темы, определение целей и задач эссе. Исследовательское эссе предполагает наличие собственной позиции и выводов по указанной теме. Эссе выполняется каждым студентом индивидуально, на основании самостоятельно изученных материалов. При написании работы рекомендуется использовать основную, дополнительную литературу, а также самостоятельно подобранные источники, предпочтительно академического характера, если иное не обосновано целью работы. Необходимо ориентироваться на использование 5 и более академических или релевантных деловых источников. Объем эссе должен составлять 5 000–7 000 знаков с пробелами. Применение генерации текста с использованием искусственного интеллекта (ИИ) без авторской обработки не допускается. В случае использования ИИ в работе это должно быть отмечено в тексте согласно положениям НИУ ВШЭ. Проверка авторства осуществляется на усмотрение преподавателя и может включать автоматизированные системы проверки контента, экспертную оценку или собеседование с автором. Работы, не прошедшие проверку авторства, оцениваются в 0 баллов. Аналогичная оценка выставляется за копирование материалов из нерелевантных источников (включая Википедию) Готовые работы должны быть направлены студентом до 28.11 (до 23:59) преподавателю в соответствии с договоренностями. За каждый день просрочки начисляется штрафной балл. Если работа сдана с опозданием более чем на 3 дня, она не принимается к проверке, и выставляется оценка 0 баллов, независимо от качества. Исключением являются случаи отсутствия по уважительной причине, подтвержденной учебным офисом, при этом работа должна быть сдана не позже, чем за 3 дня до начала сессии.
  • неблокирующий Проект
    Проект по диагностике студенческой команды из состава группы с использованием методов, моделей, изученных на курсе, в ходе которого студенты разрабатывают практические рекомендации для повышения эффективности своей командной работы. Направлен на развитие навыков управления командой в условиях реальной рабочей среды. Основной задачей является изучение и применение инструментов управления командами, проведение диагностики команды, а также разработка рекомендаций по улучшению командной работы. Объем проекта должен составлять 10 000 -12 000 знаков с пробелами. Презентация проекта в формате PP объемом 9-10 слайдов во время сессии. Студенты направляют текст проекта за 10 дней до начала сессионной недели, презентация проекта преподавателю не отправляется, а презентуется в момент защиты проекта. Презентация проекта: 10 мин., 9-10 слайдов, 5 мин – ответы на вопросы, четкость изложения сутевых постулатов проекта, акцент на теме проекта и выводах, выступают все члены команды, взаимовыручка и поддержка выступающего командой приветствуются. Использование телефонов во время презентации не допускается. За итоговый проект команда в соответствии с формулой оценивания может получить 5 баллов итоговой оценки (вес элемента контроля 50%), из них 4 балла команда получает за отчет по проекту и 1 балл за презентацию проекта.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    За каждое семинарское занятие студент может получить 0-3 балла за решение задач и активное участие в обсуждениях. Активное участие в лекции оценивается в 1 балл. За семинарские занятия студент может заработать 20 баллов. Активность на семинарах обсуждается группой совместно с преподавателем. Оценки ставятся коллегиально. Староста группы фотографирует сначала тех, кто работал на 3 балла, потом на 2 балла, потом на 1 балл. Далее староста в день проведения семинара посылает в тлг канал группы фотографии группы с поднятыми руками оцениваемых от трех баллов до одного балла, а потомпосылает списки студентов преподавателю.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.24 * Активность на семинарах + 0.26 * Индивидуальное эссе + 0.5 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 24484 - (HBR) Коллектив авторов - Управление и лидерство для начинающих руководителей - 9785961482607 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/24484
  • Alpina - 730 - Д.Тьюсон; О.Крегер - Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим - 9785961431971 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/730
  • Alpina - 894 - И. Адизес - Стили менеджмента — эффективные и неэффективные - 9785961433036 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/894
  • Start with Why. Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать, Синек, С., 2020
  • Взаимодействие в команде : как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний : пер. с англ., Эдмондсон, Э., 2019
  • Идеальный руководитель : почему им нельзя стать и что из этого следует, Адизес, И. К., 2023
  • Корниенко, В. И.  Командообразование : учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14723-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520204 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Корниенко, В. И.  Командообразование : учебник для вузов / В. И. Корниенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14723-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544419 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Крегер, О. Почему мы такие на работе? Как осознать наши различия и успешно работать вместе. 16 типов личности : научно-популярное издание / О. Крегер, Д. Тьюсен, Х. Ратледж. - Москва : Альпина Паблишер, 2023. - 492 с. - ISBN 978-5-9614-7862-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2140980
  • Лидеры едят последними : как создать команду мечты, Синек, С., 2021
  • Мастроджакомо, С. Инструменты командной работы: Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения и добиться высоких результатов : практическое руководство / С. Мастроджакомо, А. Остервальдер. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 322 с. - (Серия «Бизнес-модели Остервальдера»). - ISBN 978-5-9614-6416-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1905827
  • Патрик Ленсиони - Шесть гениев команды - 978-5-00214-268-2 - МИФ - 2023 - https://hse.miflib.ru/#/book/29448 - 29448
  • Развитие лидеров : как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей, Адизес, И. К., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alpina - 19139 - Д.Шервин; М.Шервин - Как создать настоящую команду: Алгоритмы, повышающие эффективность совместной работы - 9785961425864 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/19139
  • Alpina - 23976 - А.Остервальдер; С.Мастроджакомо - Инструменты командной работы: Пять способов сплотить команду, выстроить доверительные отношения и добиться высоких результатов - 9785961479133 - Альпина Паблишер - 2022 - https://hse.alpinadigital.ru/book/23976
  • Alpina - 850 - И. Адизес - Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует - 9785961432817 - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/850
  • Адизес И. - Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 160с. - ISBN: 978-5-00057-618-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91648
  • Команды в современных организациях +CD : учебник, Чанько, А. Д., 2011
  • Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2003
  • Работать надо по-другому : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2004
  • Типы ролей в командах менеджеров : пер. с англ., Белбин, Р. М., 2003
  • Управление в эпоху кризиса : как сохранить ключевых людей и компанию, Адизес, И. К., 2015

Авторы

  • Рыкина Мария Николаевна
  • Чеглакова Людмила Михайловна
  • Олешек Марина Дмитриевна
  • Филонович Сергей Ростиславович