• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Маркетинг и рыночная аналитика»

Маркетинг

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс направлен на обучение студентов не только фундаментальным теоретическим аспектам маркетинга, но и на развитие у них прикладных навыков в этой сфере. В процессе обучения студенты познакомятся с ключевыми концепциями как классического, так и современного маркетинга, включая разработку маркетинговых стратегий, СТП (сегментация, таргетирование, позиционирование), анализ потребительского поведения, проведение маркетинговых исследований, планирование маркетинговых кампаний, создание бренда и применение маркетинговых метрик. Курс предлагает комплексный подход к изучению материала, сочетая теоретические знания с практическими заданиями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель - сформировать у студентов понимание основ маркетинга, познакомить студентов с применением основных маркетинговых инструментов на практике. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Сформировать у студентов концептуальное понимание термина "маркетинг"; 2. Сформировать у студентов понимание основных маркетинговых концепций и их применение на практике; 3. Обучить студентов применять навыки, полученные в результате обучения на практике (написание маркетингового плана, который включает в себя все темы, изученные в курсе); 4. Сформировать необходимые профессиональные компетенции, которые позволят планировать, реализовывать и оценивать эффективность различных маркетинговых стратегий/планов, а также оценивать их долгосрочное влияние на дальнейшее развитие бизнеса компании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть навыками построения моделей SWOT-анализа и PEST-анализа
  • Владеть навыками презентации маркетингового плана
  • Владеть принципами формирования цели по SMART
  • Знать ATL-каналы коммуникации, BTL-каналы коммуникации, TTL-каналы коммуникации.
  • Знать ключевые аспекты внешней среды, необходимые для анализа при маркетинговом планировании
  • Знать компоненты рыночной ориентации компании
  • Знать концепцию жизненного цикла товара и цели маркетинга на разных этапах ЖЦТ
  • Знать логику модели СТП (Сегментирование, таргетирование и позиционирование)
  • Знать логику модели СТП (Сегментирование, таргетирование и позиционирование)
  • Знать место продуктовой стратегии в рамках модели маркетинг-микс
  • Знать метрики управления комплексом маркетинга
  • Знать основные классификации маркетинговых исследований
  • Знать основные концепции маркетинговых метрик
  • Знать ATL-каналы коммуникации, BTL-каналы коммуникации, TTL-каналы коммуникации
  • Знать определение маркетинговых исследований
  • Знать определение маркетинговых метрик
  • Знать определение понятия "бренд"
  • Знать определение понятия "поведения потребителей"
  • Знать определения базовых понятий: сегментация, сегмент, позиционирование
  • Знать и уметь применять основные методы анализа каналов дистрибуции.
  • Знать и уметь применять основные подходы к анализу внешнего окружения компании: модель PESTEL, модель Пяти сил конкуренции Портера, матрица BCG, стратегические карты конкуренции.
  • Знать основные варианты дизайна канала дистрибуции.
  • Знать основные виды количественных и качественных маркетинговых исследований, их достоинства и недостатки, а также ситуации применения.
  • Знать основные инструменты маркетинга, их достоинства и недостатки, особенности использования.
  • Знать основные каналы коммуникации, их особенности и недостатки, особенности использования.
  • Знать направления анализа рыночной ситуации и основные инструменты по каждому из направлений
  • Уметь определять границы конкуренции (границы рынка) и проводить анализ положения конкурентов на рынке
  • Знать основные подходы к определению размера рынка
  • Знать роль функции маркетинга в реализации бизнес-модели компании
  • Знать основные инструменты маркетинга
  • Знать этапы развития маркетинга, как доминирующей логики в управлении бизнесом
  • Знать и уметь использовать основные методы анализа покупательских интервью
  • Знать направления анализа рыночной ситуации и основные инструменты в рамках каждого из направлений
  • Знать суть понятия бренд, знать основные подходы к разработке внутренней и внешней идентичности бренда, знать основные решения в реализации задачи управления брендом
  • Знать основные методы установления цен, подходы к осуществлению стратегии ценовой дифференциации, современные подходы в ценообразовании
  • Знать подходы к управлению продуктовым портфелем в FMCG компании, подходы к управлению цифровым продуктом
  • Знать и уметь использовать подходы к сегментации рынка и определению сегмента для ведения бизнеса
  • Знать и уметь применять подходы к разработке ценностного предложения, а также подходы к формулировке заявления о позиционировании
  • Знать основные подходы в проектировании каналов дистрибуции
  • Знать основные инструменты и каналы маркетинговых коммуникаций, подходы к формулировке коммуникационных целей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в маркетинг: три перспективы в интерпретации феномена маркетинга
  • Анализ рыночной ситуации: внешний и внутренний контекст, конкуренты, покупатели, размер и структура рынка
  • Стратегические решения в маркетинге: разработка ценностного предложения и позиционирования
  • Стратегия выхода на рынок: решения в области дистрибуции и маркетинговые коммуникации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    - Максимальное количество баллов: 100 - Продолжительность: 80 мин - Платформа: StartExam с асинхронным прокторингом - При прохождении теста студенты обязуются соблюдать протокол прохождения онлайн-экзамена. В случае невозможности соблюдения требований протокола студент должен заранее поставить преподавателя в известность. При несоблюдении студентом протокола прохождения теста преподаватель готовит служебную записку о нарушении академических норм НИУ ВШЭ. - Подготовка: по каждой теме доступен чек-лист (что нужно знать / что нужно уметь). - Консультация перед экзаменом возможна по запросу. - Сутки до экзамена являются “днем тишины”: преподаватели не отвечают на индивидуальные вопросы студентов и вопросы в группе Телеграм.
  • неблокирующий Работа с материалами курса на платформе Perusall
    - Максимальное количество баллов: 100 (среднее арифметическое по результатам выполнения всех заданий) - Общее количество заданий может быть изменено - Платформа: Perusall
  • неблокирующий Тренировочные тесты по темам курса
    - Максимальное количество баллов: 100. Максимум 10 баллов за каждый тест. Финальный результат по элементу рассчитывается по формуле: Общее количество баллов за все тесты * 100 / 120. - Количество тестов может быть изменено - Платформа: Perusall
  • неблокирующий Групповой проект
    - Работа в командах по 5-7 человек (деление происходит внутри своей академической группы) - Формат выполненной работы: презентация с решением кейса в формате PDF. Возможны дополнительные материалы, ссылки на которые можно дать в презентации. Количество слайдов не регламинтируется, но ограничено временем выступления команды - Защита кейса: групповая защита на последнем семинарском занятии по курсу - Тайминг на защиту кейса: 10 минут в формате доклада + 5-10 минут на вопросы и ответы - Контент: при работе над проектом можно использовать любые фреймворки, модели и инструменты, изученные в рамках курса. Использование того или иного инструмента должно укладываться в общую логику работы и быть оправданным с точки зрения ценности результатов и полученных выводов. Другими словами, анализ ради анализа без значимых выводов, которые используются в дальнейшей работе по проекту, не нужен. Сбор и использование первичных данных не является обязательным, но может стать бонусом при оценивании. Бюджетирование и финансовое моделирование (план продаж, маржа и проч.) проводить не требуется
  • неблокирующий Дополнительные задания
  • неблокирующий Задания на семинарах
    Задания могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Время работы над заданиями: семинары и самостоятельная внеаудиторная работа. Выполненные задания не оцениваются, но учитываются при выставлении финальных оценок по курсу. Если студент претендует на оценку 8, 9 или 10, должны быть выполнены не менее 80% всех заданий (если итоговая оценка по курсу 8, 9, 10, но выполнено менее 80% заданий, то данная оценка снижается до 7). При этом в случае самостоятельной внеаудиторной работы задание учитывается только, если студент(ка) присутствовал(а) на семинаре, на котором данное задание было озвучено.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    Финальный балл (100 макс) = экзамен * 0,5 + тренировочные тесты по темам курса * 0,1 + работа с материалами курса на платформе Perusall * 0,2 + групповой проект * 0,2 + Дополнительные задания. В случае, если финальный результат превышает 100 баллов, проводится округление до 100 баллов. Для получения оценки 8, 9 и 10 необходимо выполнение более 80% заданий на семинарах (подробности указаны в описании элемента контроля "Задания на семинарах"). Финальный балл переводится в десятибалльную систему оценивания (10: 95-100; 9: 85-94; 8: 75-84; 7: 65-74; 6: 55-64; 5: 45-54; 4: 35-44; 3: 25-34; 2: 15-24; 1: 0-14).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alpina - 22464 - Ф.Котлер - Мини-курс по книге «Маркетинг от А до Я» - нет номера - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/video/22464
  • Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер : учебное пособие / Ф. Котлер [и др.]. - 10-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2021. - 211 с. - ISBN 978-5-9614-6745-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/1838940
  • Маркетинг 5.0 : технологии следующего поколения, Котлер, Ф., 2023
  • Маркетинг 5.0. Технологии следующего поколения, Котлер, Ф., 2023
  • Маркетинг 6.0 : будущее за иммерсивностью, слиянием цифрового и физического миров, Котлер, Ф., 2024
  • Маркетинг менеджмент, Котлер, Ф., 2022
  • Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 6-е изд. - 978-5-4461-0581-6 - Котлер Ф., Келлер К. - 2019 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/376988 - 376988 - iBOOKS
  • Маркетинг от А до Я : 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер, Котлер, Ф., 2023

Авторы

  • Филипская Елена Владимировна
  • Старков Андрей Геннадьевич