• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Маркетинг и рыночная аналитика»

Микроэкономика

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина посвящена изучению микроэкономических концепций и теорий, а также основанных на них знаниях о результатах современных научных разработок и текущей практики ведения бизнеса. Особое внимание в курсе уделяется рассмотрению аспектов управленческой деятельности, связывающих микроэкономические процессы с этикой ведения бизнеса, его социальной ответственностью, проблемами устойчивого развития. Наряду с российскими рассматриваются примеры международных практик, что позволяет сформировать у студентов понимание особенностей принятия экономических решений в современной интернациональной среде ведения бизнеса. Курс является основой получения фундаментальных знаний экономической теории на микроуровне. Практическая направленность курса "Микроэкономика" предполагает формирование навыков и умений, актуальных в будущей профессиональной деятельности маркетологов, менеджеров и предпринимателей. В частности, умение принимать управленческие решения для хозяйственных субъектов на основе анализа соотношения их выгод и затрат, маржинального подхода и других современных микроэкономических концепций. Важнейшим навыком, формируемым в результате системного изучения курса «Микроэкономика», является поиск и оценка новых рыночных возможностей и создание бизнес-идеи. Курс предполагает проверку теоретических знаний через письменные контрольные работы и экзамен, а также практических навыков через групповую проектную работу (самостоятельное исследование студентами рыночных структур в выбранной ими отрасли, направленное на формирование навыков принятия управленческих решений). Поскольку курс Микроэкономики начинается с 1 семестра, изучение дисциплины базируется на знаниях математики и обществоведения, полученных студентами в средней школе. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении общего и стратегического менеджмента, общей теории маркетинга и его отраслевых аспектов, анализа поведения потребителей, анализа рыночных структур и предпринимательства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: • Формирование у студентов представления о современных тенденциях развития экономики; • Получение студентами навыков макроэкономического анализа действительности на базе теоретических моделей; • Подготовка студентов к самостоятельной информационно-аналитической, науч-но-исследовательской деятельности (как индивидуальной, так и командной).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
  • определяет (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор
  • знает базовую методику расчета оптимального объема выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; интерпретирует ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией
  • интерпретирует экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии, определяет цену фактора производства, объясняет выбор работника между трудом и отдыхом
  • объясняет влияние альтернативных затрат; иллюстрирует динамику кривой производственных возможностей
  • объясняет причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек, определяет цену товара на рынке «лимонов»
  • определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения; иллюстрирует (алгебраически и графически) их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант; знает методику расчета ценовой и перекрестной эластичности спроса и предложения и умеет её применять
  • определяет издержки производства и интерпретирует экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
  • соотносит причины и последствия микроэкономических решений в текущей практике ведения бизнеса с использованием концепций трансакционных издержек, институционального и эволюционного подхода, теории игр и других современных концепций
  • знает теорию, термины и понятия, формулы, графики, умеет корректно их использовать, умеет выводить функции, умеет решать за-дачи по данной теме, строить графики, понимать и объяснять изменения в результате экономических процессов
  • • вычисляет ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения определяет причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек, рассчитывает цену товара на рынке «лимонов» определяет экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии, рассчитывает цену фактора производства, обосновывает выбор работника по поводу труда и отдыха
  • • определяет (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние определяет (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор
  • • определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения; анализирует их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант; вычисляет ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения определяет причины и последствия существования рыночных экстерналий на основе анализа предельных внешних выгод и издержек, рассчитывает цену товара на рынке «лимонов»
  • • Понимает содержание понятия «рынок моно-полистической конкуренции» и его связь с другими типами рыночных структур; способен применять методы графического и алгебраического анализа поведения фирм на рынках монополистической конкуренции.
  • • способен давать характеристику монопольных рынков; умеет находить оптимум предприятия, функционирующего в условиях монополии;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Экономическая теория: предмет и методы исследования
  • Тема 2. Теория предельной полезности
  • Тема 3. Выбор потребителя: кардиналистская и ординалистская теории
  • Тема 4. Анализ поведения потребителя
  • Тема 5. Спрос, предложение и их взаимодействие
  • Тема 6. Микроэкономическая модель предприятия
  • Тема 7. Затраты и результаты производства
  • Тема 8. Рынок совершенной конкуренции
  • Тема 9. Монопольный рынок. Рыночная власть: монополия и монопсония
  • Тема 10 Рынок монополистической конкуренции
  • Тема 11 Олигополистический рынок
  • Тема 12 Рынок факторов производства
  • Тема 13 Общее равновесие конкурентных рынков
  • Тема 14 Механизмы несостоятельности рынка: экстерналии, общественные блага и рынки с ассиметричной информацией
  • Тема 15 Развитие современной теории микроэкономики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа оценивается по таким показателям, как уровень подготовки студентов, их активность на семинарах (ответы на вопросы, участие в дискуссиях, выступления, решение задач), выполнение аудиторных мини-контрольных.
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Экзамен (Контрольная работа 3)
  • неблокирующий Исследовательский проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.05 * Аудиторная работа + 0.05 * Аудиторная работа + 0.1 * Исследовательский проект + 0.1 * Исследовательский проект + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.4 * Экзамен (Контрольная работа 3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 50 лекций по микроэкономике: В 2 т.. Т.2:, ,
  • Микроэкономика : учебник и практикум для вузов, Ким, И. А., 2023
  • Микроэкономика рыночного равновесия : учебник для вузов, Левина, Е. А., 2020
  • Микроэкономика. N.6, , 2023
  • Микроэкономика. Практический подход (Managerial Economics). : учебник / А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов, М. А. Эскиндаров [и др.] ; под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — Москва : КноРус, 2023. — 676 с. — ISBN 978-5-406-11038-6. — URL: https://book.ru/book/947382 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / А. Г. Грязнова, А. Ю. Юданов, М. Л. Альпидовская [и др.] ; под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — Москва : КноРус, 2024. — 635 с. — ISBN 978-5-406-12234-1. — URL: https://book.ru/book/950689 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Современная экономика : микроэкономический аспект : учебник для неэкономических вузов, Розанова, Н. М., 2022
  • Современная экономика: микроэкономический аспект : учебник для неэкономических вузов, Розанова, Н. М., 2023

Авторы

  • Зухба Елена Николаевна
  • Зухба Даур Сергеевич