На программе «Медиакоммуникации» будут готовить творческих менеджеров
В 2015 году на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ отрывается новая бакалаврская программа «Медиакоммуникации». На программе будут готовить специалистов, умеющих работать в новой медиасреде и обладающих как творческими и техническими, так и управленческими навыками. Потребность в таких специалистах на рынке очень высока.
Новая профессия для новой сферы
Сегодня весь мир — это медийная площадка. Медиа — это уже не только печатные издания, радио и телевидение, но и огромное пространство социальных сетей, мобильных приложений, компьютерных игр. Для работы в этой новой среде нужны новые специалисты.
«В Вышке уже давно готовят не просто журналистов, а творческих менеджеров, которые понимают, что такое медиабизнес, — рассказывает декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий. — Появление бакалаврской программы «Медиакоммуникации» — это отражение уже существующей реальности, которую мы сейчас формально закрепляем. Мы хотим подготовить людей, которые, во-первых, в состоянии понимать устройство современной медиасреды, во-вторых, готовы так же быстро, как и эта среда, развиваться, и в-третьих, могут выступать интеграторами самых разнообразных процессов. Современные медиа остро нуждаются в специалистах, которые могут сочетать организаторские способности, технологические умения и креатив. Мы планируем, что наши выпускники овладеют технологией работы на самых разных платформах, будь то традиционные СМИ — радио, газеты, телевидение, или современные виртуальные медиа — соцсети, блоги и так далее. Медиакоммуникационная программа нужна для создания универсальных специалистов, своего рода универсальных солдат, умеющих делать все для успеха».
Примеры из Нью-Йорка и Сочи
Практически любой современный медиапродукт сложнее новостной заметки создается не одним-двумя сотрудниками (допустим, автором и редактором), а усилиями целых команд, состоящих из множества разных специалистов. Нужны люди, способные из мозаики разных задач создать единый проект.
Пример такого «сложносочиненного» продукта — стремительно развивающийся жанр лонгридов (мультимедийных историй) в онлайн-СМИ. Лонгриды — это истории, рассказанные с помощью большого текста с включением в него фотографий, видео и инфографики, которые не просто «украшают» текст, а являются полноценными элементами истории. Кто-то должен координировать работу людей, делающих каждый из этих элементов, чтобы в конечном итоге все «кусочки паззла» сложились в единое целое. Пример лонгрида, ставший уже классическим, — история The New York Times о горнолыжниках, попавших под лавину («Snow Fall: The Avalanche at Tunnel Creek»).
Кстати, координаторам таких больших проектов (их все чаще называют «продюсерами») могут понадобиться не только менеджерские, но и, скажем, юридические знания — например, чтобы понять, не будут ли нарушены авторские права при использовании архивных фотографии или какой-либо музыки.
Можно привести примеры и из других сфер. «Мне бы хотелось, чтобы наши студенты сразу ставили себе высокие планки, — говорит Андрей Быстрицкий. — Для меня примером выдающегося специалиста по коммуникациям, продюсера является Сергей Дягилев и его «Русские сезоны» в Париже, которые открыли для всего мира русский балет. Он был одновременно и автором, и идейным вдохновителем, и менеджером, и режиссером, и импресарио этого проекта. А в наши дни одним из самых сильных медийных проектов я бы назвал церемонию открытия XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Над ней работали сотни людей, кто-то рисовал, кто-то снимал, кто-то режиссировал. Всего в подготовке церемонии было задействовано более 12 000 человек, а главным архитектором, продюсером был один человек — Константин Эрнст».
Учебный процесс
Студентов программы будут учить управлять медийными проектами, руководить медийным коллективом, привлекать аудиторию к созданию информационного и развлекательного контента, руководить процессом производства фильмов для ТВ, рекламных роликов, радио и музыкальных программ, видеороликов в Интернете, подкастов, цифровых книг, компьютерных игр, налаживать взаимодействие с различными организациями и учреждениями в рамках медийных проектов, эффективно искать и обрабатывать информацию с помощью новейших технологий.
Конечно, «Медиакоммуникации» —прежде всего практикоориентированная программа. Ее студенты научтся создавать тексты, снимать видео, готовить инфографику. Они будут жить и работать во взаимодействии с ведущими телеканалами, радиостанциями, газетами, рекламными и пиар-агентствами. Но помимо этого, им будет обеспечена и фундаментальная общегуманитарная подготовка — история, иностранные языки, литература и так далее.