• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

Критическая теория медиа

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен концепциям, которые стали основополагающими для современных исследований медиа и массовых коммуникаций. Дисциплина состоит из двух блоков. В первом рассматриваются классические социальные концепции «критической теории», которые не посвящены непосредственно медиа или посвящены им опосредовано, но вместе с тем используются как методологическая основа многих медиатеорий. Во втором блоке рассматриваются непосредственно медиатеории, имплицитно или эксплицитно предполагающие критику изучаемого предмета. Курс будет полезен тем, кто планирует продолжать обучение на магистерской программе «Критические медиаисследования» и даст студентам богатую теоретико-методологические базу (компетенции), которую можно использовать не только в теоретических, но и в прикладных исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить основополагающие теории, с которыми можно работать в рамках исследований медиа и массовых коммуникаций.
  • Изучить актуальные теории медиа, которые предлагают критический взгляд на общественно-политические- и медиафеномены.
  • Научиться применять на практике изученные концепции.
  • Развить навыки самостоятельного и критического мышления, способностей к выстраиванию аргументации, к публичной и письменной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными подходами к понимаю критической теории, предложенными различными критическими теоретиками
  • Излагает главные положения социальной теории Мишеля Фуко
  • Излагает основы постколониализма и ориентализма в понимании Эдварда Саида
  • Определяет специфику гендерных и феминистских исследований
  • Называет ключевые понятия концепций Антонио Грамши, Луи Альтюссера, Пьера Бурдье
  • Способен изложить истоки и происхождение исследований культуры
  • Излагает медиатеорию Стюарта Холла
  • Называет основные положения исследований коммуникаций Реймонда Уильямса
  • Описывает подходы Фредрика Джеймисона и Дэвида Харви к популярной культуре
  • Излагает подход к исследованиям медиа, предложенный Марком Уэйном
  • Называет основные идеи, предложенные Дугласом Келлнером в рамках исследований медиакультуры
  • Владеет методологией исследований коммуникаций, предложенной Кристианом Фуксом
  • Владеет исследовательской методологией, предложенной Майклом Хардтом и Антонио Негри
  • Излагает основные положения критической теории интернета Герта Ловинка
  • Описывает значение коммуникаций в цифровом капитализме
  • Артикулирует отличие концепций цифрового капитализма Джоди Дин и Ника Срничка
  • Применяет на практике изученные критические теории для анализа современных медиапроцессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в «Критическую теорию»
  • Основы ключевых критических теории
  • «Критические теории» медиа
  • Критические теории и цифровые медиа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Устный экзамен + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и теория медиа - 978-5-7598-1188-6 - Кирия И.В., Новикова А.А. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362024 - 362024 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Срничек Ник. (n.d.). Капитализм платформ.

Авторы

  • Переяслов Алексей Денисович
  • Абрамов Роман Сергеевич