• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

«Рассматривайте университет как сообщество, в котором всем приятно находиться»

Перспективы развития университета, роль студентов в образовательном процессе, будущее образовательных онлайн-платформ — эти и другие темы обсудили на традиционной встрече с ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и другими представителями администрации университета первокурсники — победители и призеры олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников.

«Сегодня люди понимают, что обучение в ведущем вузе — хорошее капиталовложение в свое будущее, — сказал новоиспеченным студентам Ярослав Кузьминов. — И это действительно так, зарплаты выпускников топовых вузов в полтора раза выше, чем у тех, кто закончил вузы, не входящие в пятерку лучших университетов страны. Однако мне хотелось бы, чтобы студенты ВШЭ руководствовались другим, чтобы они рассматривали университет не только как площадку для своего карьерного роста, но в первую очередь как образ жизни, как сообщество, в котором всем приятно находиться. Мечта каждого хорошего преподавателя — найти в студентах свое продолжение, тех, кто продолжит наше дело и останется в университете. Помните, как в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сотрудники научно-исследовательского института с нетерпением ждали рабочую неделю, настолько им было интересно творить в нем что-то новое. Я бы хотел пожелать вам такой же увлеченности и творческих успехов».

«Образование не дают, его берут, — отметил проректор ВШЭ Сергей Рощин. — И это принципиальный момент. Мы, преподаватели НИУ ВШЭ, стараемся поделиться с вами всем, что мы знаем сами, но ваша задача — взять это у нас. А взять это можно только в диалоге, в этом отношении вы такая же активная сторона образовательного процесса, как и преподаватели, и другие сотрудники университета. От интенсивности нашего с вами диалога будет зависеть в конечном итоге ваш личный результат. Пройдя через горнила всевозможных олимпиад, вы уже умеете выбирать то, что вам действительно нужно и важно. Главное — не останавливаться на достигнутых высотах, продолжать формировать себя. Наш университет предоставляет массу возможностей, и по большому счету неважно, чем вы будете заниматься, важно с кем и как».

Студенты также получили возможность задать все интересующие их вопросы лично руководству университета. Приводим ответы на наиболее интересные из них.

Планирует ли Вышка открыть новые направления бакалавриата?

Ярослав Кузьминов: Сегодня мы обсуждаем возможность открыть три новых направления обучения в НИУ ВШЭ. Я подчеркиваю слово «обсуждаем», пока конкретных решений принято не было. Мне кажется, что у нас может быть физика, потому что в ВШЭ уже работает довольно большое количество талантливых математиков, физиков и инженеров. В первую очередь это теоретическая физика. Второе направление — география, в ВШЭ есть Школа урбанистики, Институт экономики транспорта и транспортной политики, Институт региональных исследований и городского планирования, и без географии мы чувствуем себя неполными. И очень перспективное направление — сфера искусств. Я вижу здесь большие возможности.

Какое будущее у образовательных онлайн-платформ?

Ярослав Кузьминов: У онлайн-образования сегодня есть все шансы произвести революцию, которая по своей значимости будет сравнима с изобретением печатного станка. Образование — один из немногих секторов экономики, который у нас сейчас организован, условно говоря, как ремесленничество или простая мануфактура. Учитель все еще остается главным арбитром получения знания. А теперь представьте себе ситуацию, в которой учитель слаб и мало интересуется своим делом. А ведь таких учителей полно в наших университетах. Онлайн-образование дает возможность учиться у лучших профессоров как внутри своей страны, так и за рубежом, причем с минимальными затратами. Студенты могут сами выбирать, кого им интересно слушать (ведь зачастую такого выбора в «родном» университете нет). Это колоссально расширяет жизненные рамки в образовании. Мы просто еще не до конца это осознали. Доля онлайн-образования растет каждый год. Каждый десятый студент в мире слушает курсы на Coursera. К примеру, ВШЭ вначале опубликовала 14 курсов на Coursera, сейчас их — 22. Наши курсы собрали полмиллиона слушателей, и это только за первый год.

Как дальше будет развиваться лицей НИУ ВШЭ?

Ярослав Кузьминов: Мы планируем переходить к набору в лицей с 9 класса, потому что поняли, что двух лет нам не хватает. В первую очередь это относится к востоковедам (так как они изучают языки) и математикам. Со следующего года мы планируем, что у лицея будет восемь направлений, соответствующих факультетам, или группам факультетов университета. Лицей — это полноправная часть университета, а его главный принцип — возможность выбирать дисциплины, формируя индивидуальный учебный план (конечно, не стоит забывать и о блоке обязательных дисциплин). И так работает вся Высшая школа экономики.

На что потратить внеучебное время?

Сергей Рощин: В университете каждый день происходит что-то интересное: семинары, лаборатории, конференции, мастер-классы, круглые столы. Я не призываю вас ходить на все, но эти двери для вас открыты. Участие в подобных мероприятиях дает возможность включиться в различные профессиональные дискуссии, получить практические знания и советы экспертов, взглянуть на актуальные проблемы глазами профессионального сообщества. Помимо этого Вышка богата всевозможными культурными и волонтерскими сообществами, клубами, спортивными секциями и так далее. И если вы найдете себя там — получите насыщенную и интересную студенческую жизнь. Также помните, что университет развивается не только за счет преподавателей и руководства, но и за счет вас, его студентов. Поэтому мы всегда рады поддержать ваши идеи по улучшению Вышки, а также вашу активную деятельность в студсоветах и других структурах университета.

Ярослав Кузьминов: Обратите внимание на город, в котором вы учитесь. Москва богата театрами, музеями, выставками. Я рекомендую вам тратить свое свободное время еще и на изучение архитектуры Москвы и ее культурной жизни.