С третьего модуля в студенческой оценке преподавания участвует весь университет
В 2015 году в университете введен новый механизм студенческой оценки преподавания (СОП). Перед тем, как распространить его на весь университет, в 1-2 модулях был проведен эксперимент, в котором приняли участие более 70 образовательных программ из всех четырех кампусов Вышки. О новой процедуре СОП и итогах эксперимента на встрече со Студсоветом рассказал заместитель первого проректора Игорь Чириков.
По словам Игоря Чирикова, студенческая оценка преподавания — это способ обеспечить обратную связь от студентов об учебных дисциплинах, но этот показатель — лишь один из элементов оценивания качества преподавательской деятельности. Помимо нее есть и другие инструменты, с помощью которых университет оценивает качество образовательных услуг в Вышке: кадровые комиссии, самооценка, peer-review, ежегодные выборы лучших преподавателей студентами и прочее.
В эксперименте по студенческой оценке преподавания приняли участие: в московском кампусе — факультет экономических наук, факультет математики, факультет компьютерных наук, факультет мировой экономики и мировой политики, и отдельные программы на факультете социальных наук и факультета гуманитарных наук, а также пять факультетов в Нижнем Новгороде, четыре в Перми и два — в Санкт-Петербурге. Во всех кампусах отклик оказался значительным: Москва — 92%, Санкт-Петербург — 81%, Нижний Новгород — 90%, Пермь — 92%. В среднем на одну анкету у студентов уходит 9 минут, а среднее время заполнения одной таблицы —40 секунд. (Полный отчет доступен по ссылке).
«У нас было несколько опасений перед запуском, — рассказал Игорь Чириков. — Мы опасались, что, во-первых, могут возникнуть систематические смещения оценок студентов по сравнению с прошлыми годами, так как преподавателей будут оценивать те, кто никогда не принимал участие в опросах. Второе опасение было связано с «прокликиванием» анкет, когда студенты дают один и тот же ответ на все вопросы, чтобы поскорее закончить заполнение формы. И в-третьих, мы боялись, что студенты, которые не посещали занятия, значимо повлияют на оценку курсов и преподавателей. Но как показали результаты эксперимента, наши опасения не оправдались.
Средние оценки работы преподавателей по образовательным программам практически не изменились — отсутствуют статистически значимые различия по сравнению с прошлыми годами. Что касается «прокликиваний», то процент анкет, заполненных подобным образом, незначителен — менее 3%. Также оказалось, что более 80% студентов, которые по разным причинам не посещали занятия по учебному курсу, ставят оценку «Затрудняюсь ответить». То есть в целом студенты ответственно относятся к заполнению форм и результатам можно доверять».
Начиная с 3 модуля студенческая оценка преподавателей будет проводиться на всех образовательных программах НИУ ВШЭ (старт СОП 9 марта 2016 года). Оценка будет проводиться каждый модуль в онлайн-формате в системе LMS за три недели до начала сессии. Для студентов участие в СОП является обязательным. В настоящее время разрабатывается специальный модуль оценивания на английском языке для иностранных студентов, которые также будут теперь иметь возможность участвовать в оценивании.
Одна из проблем, с которой столкнулись студенты, была связана с потерей уже внесенных данных при использовании нестабильного интернета и «разлогинивания» из системы LMS. По словам Чирикова, в настоящее время система действительно не сохраняет не до конца заполненную анкету, поэтому важно заполнить форму в течение двух часов с момента входа в систему, а также использовать стабильное подключение к интернету. Незаполненные полностью формы не сохраняются в системе для обеспечения анонимности оценок студентов (подробнее об обеспечении анонимности).
Еще одно из опасений, высказанных на встрече представителями студсовета, было связано с тем, что студенты опасаются мести на сессии со стороны преподавателей за низкие оценки. Как рассказал Игорь Чириков, это исключено, потому, что преподаватели узнают свои «оценки» уже после сессии, а главное, опрос — анонимный. Если все-таки какие-то проблемы возникнут, необходимо подключать к их решению Студенческий совет: «Руководство университета надеется на взаимодействие со Студенческим советом по организации, процедуре и использованию результатов студенческой оценки преподавания».
Чириков Игорь Сергеевич