• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

Анастасия Дрокина: «Cейчас самое время начать учиться писать»

Анастасия Дрокина – руководитель маркетинга продаж в Яндекс.Дзене, член Академического cовета программы “Медиакоммуникации” рассказывает о главных навыках будущего и искусственном интеллекте, а также делится опытом со студентами, которые хотят устроиться на работу в главный российский поисковик.

Анастасия Дрокина: «Cейчас самое время начать учиться писать»

Из личного архива Анастасии Дрокиной


Здравствуйте, Анастасия. Скажите, какие профессиональные компетенции Яндекс.Дзен ищет в будущих сотрудниках?

 

Сегодня все очень быстро меняется, и каждый день появляются новые специальности. Поэтому, на мой взгляд, уже с университета важно развивать прежде всего soft skills, которые помогут адаптироваться к профессиональной среде в любой период времени.

 

Чтобы комфортно чувствовать себя на рабочем месте и развиваться в компании, мне кажется, важнее всего быть увлеченным человеком. Обладать креативным и творческим подходом к решению задач, уметь смотреть на ситуацию под разными углами, обладать критическим мышлением, владеть навыками коммуникации, знать и понимать эмоции других людей, быстро учиться и адаптироваться к изменениям. Эти компетенции и навыки можно применить практически в любой компании на большинстве должностей, и я считаю, что главное преимущество кандидата будущего — в универсальности.

 

Мне кажется, что уже сейчас задачу подготовки универсальных специалистов решает направление «Медиакоммуникации» в ВШЭ, позволяя студентам выбирать часть дисциплин на свое усмотрение.

 

В Дзене авторы и бренды рассказывают свои истории читателям. Как вы думаете, насколько востребованным сейчас является направление сторителлинга на профессиональном рынке?

 

С каждым годом рекламный инвентарь расширяется и дает брендам возможность решать любые задачи, связанные с привлечением потенциальных клиентов. Но и портрет клиентов становится совсем другим. Бренды уже не могут просто сказать: “наш порошок классный, потому что он стирает лучше”, ведь таких порошков на рынке очень много, и каждый из них точно как-то стирает.

 

Компании вынуждены искать новые методы коммуникации с пользователями и донесения до них нужной информации. Одним из таких методов стало не просто создание контента, а сторителлинг. В прошлом году в Дзене даже появилась такая должность: руководитель направления по сторителлингу, которую, кстати, занимает Никита Белоголовцев. Он мастер создания профессиональных историй, поэтому регулярно помогает с этим брендам.

 

Чтобы удержать пользователя, ему необходимо рассказать историю. Возможно, про домохозяйку, которая всегда сидит с детьми, ходит на курсы кулинарии и много времени уделяет созданию уюта в доме. И дальше очень нативно встроить несколько слов про порошок.

Читатели открывают для себя новые истории и за чтением интересного материала проводят больше 37 минут в день. Именно этого осознанного внимания часто не хватает компаниям, чтобы обратиться к своим клиентам. Поговорить с ними так, чтобы не отвлекать от важных дел, а стать частью их свободного времени.

Безусловно, каждому бренду важно научиться создавать интересные истории, которые не будут сразу продавать товар, а позволят покупателю самостоятельно принять это решение на основании полученной информации.

 

Бизнесу сложно сейчас воплотить эту мысль в реальность, потому что есть острая нехватка специалистов такого профиля на рынке. Есть редакторы, копирайтеры, контент-менеджеры, но далеко не всегда они могут создавать вовлекающий контент. Именно поэтому, чтобы найти специалиста по сториттелингу, нужно потратить очень много времени и средств. Мне кажется, что это новая специализация, которая со временем станет популярной на кадровом рынке. Сейчас самое время начать учиться писать.

 

В чём, по вашему мнению, заключается основная инновация Яндекс.Дзена? И какую основную проблему пользователя он решает?

 

Сегодня количество информации и рекламное давление такое высокое, что мы пытаемся немедленно блокировать этот бесконечный входящий поток. В этом безумном темпе мы часто упускаем возможность уделять время себе и своим интересам. Мы потребляем контент, который нам навязывают. Мы читаем статьи с яркими заголовками и не можем вспомнить, о чем они. Мы ищем что-то полезное, но не находим. Дзен решает эту задачу за нас. С помощью технологий искусственного интеллекта и наших интересов, он создает для каждого персональную ленту контента. Нам не нужно искать авторов, классные издания или просто статьи — Дзен уже все сделал, показывая нам только то, что мы действительно хотим видеть. Он радует уже 40 миллионов читателей ежемесячно, но при этом остается очень личным.

 

Дзен у каждого свой и в этом его инновация. Он очень быстро обучается и подстраивается под интересы каждого конкретного читателя. Наша платформа может помочь пользователю открыть для себя что-то новое и интересное.

Из архива Анастасии Дрокиной
 

Вы сказали, что Дзен подстраивается под каждого конкретного пользователя. А как вы в целом относитесь к тому, что технологии начинают понимать нас “интуитивно”?

 

Некоторое время назад мой коллега Антон Фролов рассказывал про то, как работает наш алгоритм. “Есть два распространённых подхода к рекомендациям. Первый — это когда учитывается содержание публикаций: искусственный интеллект по похожести контента пытается понять, что нравится человеку. Например, если ты увлекаешься IT, то тебе скорее всего понравятся и статьи про популярную науку.

 

Второй подход называется «коллаборативная фильтрация». Он вообще не учитывает контент, так как про него ничего не знает. Но зато машина может сравнить тебя с другими пользователями и на основании этого сравнения сделать вывод, что тебе может понравиться похожий контент”. 

Мы тратим очень много времени на принятие, обработку и поиск информации. Социальные сети, информационные ресурсы, реклама — все это помогает нам лучше разбираться в определённых темах, но и засоряет наше сознание. Вы только подумайте, сколько времени уходит на то, чтобы просто решить, какой фильм вы хотите посмотреть сегодня вечером? Вы читаете рецензии, заходите на тематические сайты, спрашиваете у друзей и, в конце концов, просто кликаете в какой-нибудь, просто потому что устали выбирать. 

 

Рекомендательные системы не сразу понимают, что нам интересно. Сотни факторов влияют на пользовательские интересы. С помощью машинного обучения мы анализируем поведение пользователя, смотрим что он делает в системе, что ему нравится и нет, что он дочитывает, а что сразу закрывает и т.д. Поэтому технологии не совсем интуитивно понимают нас, они долгое время наблюдают за нами, и только когда информации достаточно — они начинают предлагать нам контент, который действительно окажется полезным. Мне кажется, что технологии помогают нам сфокусировать внимание и сделать его осознанным.

 

А по вашему мнению, что важнее для современной публикации: красивая оболочка (громкий заголовок, оформление) или насыщенное содержание?

 

Я бы не стала разделять эти определения между собой. Качество каждой конкретной публикации зависит от нескольких составляющих. Например, в Дзене важно, чтобы был привлекающий внимание заголовок, который отражает основную мысль материала.

 

Первая составляющая – интересная и конкурентоспособная тема, лучше выбрать что-то специфическое, уникальное, чтобы выделиться из большого потока похожих статей. Вторая – оформление, мы рекомендуем использовать все инструменты платформы, чтобы сделать материал дружелюбным по отношению к читателю. Третья – грамотный выбор формата: статья, нарратив, видео или просто короткий пост, от этого тоже зависит дочитает ли пользователь материал. И, безусловно, содержание.

 

Чем детальнее продумана каждая конкретная публикация, чем больше пользы она несет – тем больше вероятность, что читатель не просто познакомится с этим материалом, а захочет почитать все следующие.

 

Можете поделиться опытом и дать несколько советов студентам, которые мечтают пойти работать в самый крупный российский поисковик?

 

Когда-то в 2012 году я просто сделала резюме и выложила его на знаменитый ресурс по поиску работы. Через несколько дней со мной связались и позвали на собеседование в Яндексе. Я не знала ничего про digital и Яндекс, кроме того, что очень круто было бы стать частью такой команды. Мне пришлось распечатать в огромную книгу всю информацию о Яндексе и его продуктах, чтобы успеть прочитать за три дня перед собеседованием. Конечно, я запомнила не все, но это очень помогло мне в разговоре с будущими коллегами. Важно было не то, сколько определений я выучила, а сам подход.

 

Общаясь с кандидатами, я часто сталкиваюсь с огромным рвением попасть в Яндекс, но с отсутствием желания чему-то учиться здесь и сейчас, бороться за конкретное место, уверенностью в своих силах. Я хочу дать только один совет — делайте. Если вы хотите попасть на работу в компанию мечты, прилагайте все усилия для этого. А если не получится — попробуйте еще. Все открытые вакансии есть на нашем сайте www.yandex.ru.

 

И заключительный вопрос про образовательную программу. Какие нововведения вы бы хотели привнести в медиаобразование через академический совет?

 

Мне нравится подход Вышки к обучению студентов. Подход, в котором есть огромное место свободе в выборе изучаемых дисциплин и готовности менять уже существующие образовательные программы. Такая гибкость позволяет адаптировать содержательную часть в соответствии с текущим и даже будущим положением дел на отраслевом рынке. Мне очень близка идея подготовки универсальных специалистов, которые успешно смогут справляться с задачами создания и распространения контента одновременно. Digital — это быстроменяющаяся профессиональная отрасль, поэтому перед нами стоит сложная задача. Необходимо внедрить в программу «Медиакоммуникации» такие дисциплины, которые будут актуальны сегодня и через несколько лет.

Справка:

 

Анастасия Дрокина

Анастасия Дрокина – руководитель направления маркетинга продаж в Яндекс. Дзене. До этого работала в Яндексе над развитием регионального digital рынка. В 2018 году в ВШЭ координировала проектный семинар по коммуникациям в цифровой среде. Анастасия также входит в состав Академического совета образовательной программы «Медиакоммуникации».

 

Яндекс.Дзен

Яндекс Дзен — это персональная лента публикаций и платформа для авторов. Публикации в ленте подбираются по интересам пользователей при помощи технологий искусственного интеллекта. Сайт zen.yandex.ru.