Евгения Ним: «Вероятно, мы движемся в сторону тотальной медиатизации и виртуализации социальной жизни»
Существует распространенное мнение, что в медиакоммуникациях теория занимает второй, если не третий план, и все знания приходят будущим специалистам через практику. Евгения Ним, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна, член Академического совета программы «Медиакоммуникации», несколько раз признававшаяся лучшим преподавателем научно-исследовательских семинаров, рассказывает о балансе между теорией и практикой, о том, что такое передовые медиаисследования, а также рекомендует лучшие книги для будущих экспертов в медиасреде.
Важна ли теория в медиакоммуникациях, или это скорее прикладная специальность?
Да, действительно наш факультет имеет прикладную направленность, и мы готовим прежде всего людей творческих профессий. Но теория медиа актуальна не только для тех, кто ориентирован на академические исследования. Любой медиапрофессионал или даже просто рядовой пользователь медиа имеет свои представления о том, что такое медиа, как их использовать, кто их аудитория, каковы возможные медиаэффекты. Каждый из нас является «теоретиком медиа», пусть даже не вполне это осознавая.
Исследователь и теоретик медиа – это, конечно, максимальный уровень рефлексии. Насколько это нужно будущим практикам?
Полагаю, теория медиа полезна всем, кто собирается работать в сфере медиакоммуникаций. Она учит понимать природу медиа и различные медиафеномены, дает аналитический язык и методологический инструментарий для изучения процессов, происходящих в медиасреде. Одних только технологических или менеджериальных навыков, на мой взгляд, недостаточно. Должно быть еще нечто, что формирует сложную мировоззренческую оптику, что позволяет видеть медиа в социальном и культурном контексте, пространственном и временном горизонте.
Учитывая, что большинство дисциплин на программе «Медиакоммуникации» имеют прикладной характер, я думаю, что было бы хорошо развивать курс по теории медиа и научно-исследовательский семинар как предметы, которые формируют подобную оптику. Одно лишь «инструментальное» освоение медиа – это ограниченный подход. Если мы каждого гражданина хотим сделать медиаграмотным, что предполагает осознанное обращение к некоторым аспектам теории медиа, то как без этого могут обойтись будущие профессионалы?
У каждой науки есть свои законы, какие существует законы в науке о медиа?
Такая формулировка вопроса в большей мере применима к естественным наукам. В социальной реальности нет законов, подобных тем, что действуют в физическом мире (типа закона всемирного тяготения). Науки о культуре, в отличие от наук о природе, имеют дело с уникальными и преходящими феноменами, а не с устойчивыми и регулярными связями между явлениями. Применительно к человеческому миру, включая сферу медиа, мы можем говорить лишь о каких-то тенденциях и вероятностях. Именно поэтому здесь всегда сложно что-то предсказать, спрогнозировать. Социальный мир постоянно меняется, а область медиатехнологий и связанные с ней практики коммуникации развиваются просто стремительно. Поэтому то, что сегодня кажется определенной закономерностью, каким-то устойчивым паттерном, например, в поведении аудитории, завтра будет выглядеть совсем иначе.
С каких книг надо начинать, чтобы погрузиться в тему медиакоммуникаций?
К сожалению, есть не так много русскоязычных книг, в которых бы излагались классические и современные теории медиа. Могу порекомендовать для начала учебник наших коллег, Ильи Кирии и Анны Новиковой «История и теория медиа», изданный ВШЭ в 2017 году. Из зарубежных – бестселлер «McQuail’s mass communication theory», прошедший множество изданий. Но главным образом я советую студентам обращаться к авторитетным академическим журналам по медиаисследованиям, таким как «Media, Culture & Society», «New Media & Society», «The Journal of International Communication», «Mobile Media & Communication», «Digital Journalism», «Feminist Media Studies» и т.д. Даже просто беглый просмотр содержания этих журналов формирует представление о том, какие темы сегодня наиболее актуальны в сфере медиаисследований. Статьи теоретического характера там тоже публикуются. Все эти книги и журналы можно найти в библиотеке Вышки.
Какие сейчас самые передовые темы медиа исследований? С какими тенденциями они связаны?
Media Studies – очень обширная междисциплинарная область, с ходу самые актуальные темы обозначить сложно. Лично мне кажется, что ключевые тренды связаны с тремя моментами: во-первых, рассмотрением медиа в качестве фактора социальных изменений (например, роли цифровых медиа в протестных движениях); во-вторых – изучением новых практик медиакоммуникации с фокусом на производстве и потреблении пользовательского контента; и в-третьих, с исследованием новейших медиатехнологий (включая VR, AR, AI), ведущих нас к «сенсорному», «умному» обществу. Сфера моих собственных научных интересов – исследования медиатизации общества и культуры, тоже весьма актуальное направление. Это про то, что медиатехнологии проникают во все сегменты и на все уровни социальной жизни, в результате чего все тотально медиатизируется: образование, наука, спорт, религия, семья, дружба, романтические отношения и т.д. Коммуникации внутри всех социальных миров трансформируются под влиянием новых медиатехнологий. Это очень интересное поле для исследований.
Назовите исследование двух-трех последних лет, которое впечатлило вас больше всего?
Книга Андреаса Хеппа и Ника Коулдри «Медийное конструирование реальности» (Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality.Cambridge, Malden: Polity Press, 2016). Оба автора – как раз теоретики медиатизации, о которой я говорила выше. Очень мощное теоретическое изыскание о том, как конструируется глубоко медиатизированный социальный мир.
Могут ли медиаисследования предсказать будущее? Какое оно будет?
Медиафутуризм, конечно, очень интересная вещь. Есть множество сценариев развития будущего, и невозможно точно предсказать, какой из них будет реализован. Пытаясь прогнозировать это будущее, теоретики медиа вдохновляются, в том числе, и художественными, фантастическими образами. Здесь можно вспомнить сериал «Черное зеркало», антиутопию Дэйва Эггерса «Сфера», футуристические романы Виктора Пелевина, жанр киберпанка в целом. Вероятно, мы движемся в сторону тотальной медиатизации и виртуализации социальной жизни, возможности и риски которой показаны в этих произведениях. Вообще, чтобы прогнозировать будущее, нужно быть не столько ученым, сколько визионером. В этом смысле показательны прозрения научной фантастики относительно развития технологий, включая космические и информационные.
Как член академического совета программы «Медиакоммуникации» какие нововведения вы предлагаете?
Мне хотелось бы сохранить и, возможно, усилить научно-исследовательский компонент на программе. Многие студенты Медиакома имеют прекрасный академический потенциал, и к концу обучения уже фактически становятся профессиональными медиаисследователями. Открываешь такую работу – и наслаждаешься ее языком, идеей, логикой, результатами. Думаю, нужно работать над тем, чтобы подобные исследования были доступны более широкой публике, обсуждались не только на наших занятиях и защитах ВКР, но и на тематических семинарах, конференциях. Иначе говоря, нужно искать способы стимулировать студенческую науку и сделать ее более видимой в публичном измерении.
Ним Евгения Генриевна – кандидат социологических наук, доцент департамента медиа НИУ ВШЭ. Работает в Вышке с 2014 года. Координирует и ведет научно-исследовательские семинары на программах бакалавриата «Медиакоммуникации» и «Журналистика». Сфера научных интересов: исследования медиатизации, теория медиа, социальная теория, космос в медиакультуре.