Можно ли стать продюсером или им нужно родиться?
Наш гость Гоша Рудаков, выпускник НИУ ВШЭ, успел поработать в крупных компаниях: издательском доме Condé Nast Russia, Рокетбанке, коммуникационном агентстве Ketchum — и везде от него требовались одновременно творческие, управленческие и предпринимательские навыки. Сегодня он работает мультимедийным продюсером в медиахолдинге РБК. Мы поговорили о том, где получает опыт и ищет вдохновение продюсер.
Как ты попал в Вышку?
Когда я заканчивал школу, у меня, как и у многих моих сверстников, не было четкого ответа на вопрос, кем я хочу быть. Однако мои родители увидели во мне юриста и советовали поступить на факультет права. Я так и сделал — подал документы в Томский университет, который был рядом с моим родным городом Новосибирском, и НИУ ВШЭ. По результатам ЕГЭ я получил скидку на обучение в Вышке и решил учиться именно здесь. А моя одноклассница и близкая подруга поступила на программу в вышкинском Департаменте медиа. Мы часто встречались и каждый раз, когда она рассказывала о дисциплинах и проектах, в которых она участвовала, я все больше понимал, что выбрал не свое направление. Через полгода я решился перейти на программу «Медиакоммуникации» факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Сложности возникли только из-за пересдачи некоторых дисциплин, которые уже прошли мои одногруппники — а других проблем в виде знакомства и налаживания связей со студентами и преподавателями не было. После окончания бакалавриата я даже не сомневался, что буду продолжать свое обучение в магистратуре Вышки. Сейчас я учусь на программе «Трансмедийное производство в цифровых индустриях».
И почти все время в бакалавриате ты работал?
Я начал работать еще во время учёбы в школе, в 11 классе — это было техническое сопровождение школьных мероприятий. Работы было немного, но на карманные расходы мне хватало. Мне всегда нравилось заниматься монтажом видео, графикой и вёрсткой, а все мои друзья знали об этом. Уже с первого курса они подкидывали мне подработку. И как это обычно бывает, связи разрастались и меня привлекли в проект в качестве медиадизайнера в Турецко-русский культурный центр. Там я занимался фото- и видеосъемками, написанием текстов, созданием сайтов — тем, что мне всегда нравилось. Так я развивал свои навыки, мое портфолио расширялось, и я понимал, что хочу двигаться дальше. На втором курсе я начал работать уже в крупном американском коммуникационном агентстве Ketchum и именно в тот момент мои родители перестали переживать за меня и поняли, что я не зря ушел с юрфака на медиа.
Мой совет студентам и молодым специалистам при поиске работы — не бойтесь писать напрямую сотрудникам компаний. Если открытых вакансий в данный момент нет, вы можете отправить резюме и рассказать о своей мотивации — это запомнится и, возможно, когда вакансия появится, вспомнят именно о вас.
Я часто так делал при поиске работы — находил нужные позиции на джоб-бордах, а потом отправлял резюме и сопроводительные письма лично сотрудникам компаний: это могут быть руководители отделов по персоналу или отделов, куда именно вы хотите попасть на работу.
Как тебе удалось совмещать работу и учебу на очном отделении?
Здесь главное правильно расставить приоритеты и четко соблюдать тайминги. Я понимал, что во время обучения нужна работа или стажировка на начальных позициях, что впоследствии даст возможность найти интересную работу с достойным окладом. Было тяжело — у меня был очень плотный график: я учился, потом убегал на работу, потом снова возвращался на пары, но при этом обещал коллегам, что всю работу выполню в срок. Самое сложное (и, пожалуй, грустное) — свободного времени не оставалось. Самый жёсткий период — последние полгода, перед сдачей диплома.
Можно сказать, что я совмещал не учебу и работу, а работу и учебу. Я не гнался за баллами и топовым местом в рейтинге, но это был тот формат, в котором мне было комфортно учиться. Все полученные знания я сразу же пытался использовать в работе.
Ты успел поработать на разных позициях: медиа-дизайнером, brand и еvent-менеджером, менеджером по цифровому маркетингу и сегодня ты мультимедийный продюсер в РБК. Существует ли формула, как стать продюсером или им нужно только родиться?
Отвечу просто — формулы нет. Весь мой функционал на предыдущих позициях так или иначе был связан с продюсированием. Например, еvent-менеджер должен организовать и реализовать мероприятие от начала до конца, контролировать все процессы; креатор отвечает за разработку, воплощение новых идей и должен продумать как проект может быть полезен клиенту и компании, нужно уметь просчитать бюджет. Продюсер — это человек-оркестр, он должен уметь все и нести за это ответственность. Это касается не только творческой стороны процесса - придумать историю, воплотить ее в жизнь, но и предварительно просчитать весь бюджет (за что огромное спасибо дисциплине «Медиаэкономика»).
Конечно, продюсером можно стать, но нет универсального способа. Придется оттачивать навыки в каждом студенческом и рабочем проекте. На факультете совместно с преподавателями мы делали реальные проекты высокого качества, которые можно и нужно включать в свое портфолио. Работа в команде, кстати, позволяет улучшить разные навыки с каждым новым проектом.
Если вам не так повезло и учитесь вы не в Вышке или проектов на факультете не хватает, то можно найти и предложить свои силы начинающим блогерам, в соцсетях есть группы, где различные творческие организации ищут помощь в продюсировании. Сначала это не будет приносить деньги, но, получив опыт и расширив портфолио, дальше искать работу будет уже намного легче.
Где продюсер черпает вдохновение каждый день?
Есть расхожее мнение, что для вдохновения нужно ждать музу, но, когда работаешь в креативной среде, у тебя нет времени на ожидание: нужно каждый день выдавать новые идеи и поэтому необходимо научиться вдохновляться от всего вокруг. Я придерживаюсь мнения, что креативность — это навык, который можно развивать. Как раз в Вышке этот навык получается постоянно прокачивать — огромное количество проектов, в которых необходимо придумывать что-то новое в разных форматах: видео, текст, аудио, сайт, сценарии, план продвижения продукта. У меня есть привычка — я каждый день придумываю в своей голове истории, зачастую детективные. Героями таких «детективов» становятся люди, которых я вижу в транспорте, на улице. Это своего рода упражнение, чтобы не терять навык придумывать что-то новое и интересное каждый день. Есть еще несколько способов развивать свою креативность — можно просто набросать каракули на бумаге, а из них потом может вырасти целая история. Еще можно при просмотре фильмов придумать свой спин-офф к каждому их них. Все это может пригодиться.
Сегодня профессия продюсер все чаще используется со словом digital, что меняется в работе продюсера в цифровой среде?
Расширяется поле, в котором продюсер работает, и думать приходиться еще больше. Сегодня необходимо следить за стриминговыми сервисами, визуальными решениями на различных сайтах, уметь правильно анонсировать и проводить мероприятия в онлайне. Появляются новые площадки, и надо уметь пользоваться всеми новыми техническими средствами. Например, сейчас продюсер должен владеть инструментами для анализа пользовательского взаимодействия с сайтами или рекламными кампаниями. Текущий год показал, что работа цифрового продюсера в будущем будет довольно востребованной.
В данный момент ты занимаешься продюсированием подкастов. Многие студенты заняты в проектах по созданию подкастов. Какие советы ты бы мог им дать?
Сейчас я занимаюсь пятью разными подкастами: про инновации, зеленую экономику, про людей, которые потеряли работу из-за коронавируса (это своего рода коуч-сессии), а также подкастом о беспрерывном обучении (lifelong learning) и шоу про массовую культуру.
Главный совет всем, кто собирается заняться подкастами — найти, о чем рассказывать. Тему брать не с потолка, а говорить о том, что любишь и знаешь. Слушателя невозможно обмануть, и если тема вам не близка, то это легко считается.
Определившись с темой, дальше необходимо поискать форму, в которой лучше донести до слушателя свои истории. Это могут быть новости, интервью, обсуждение. Если вы уже начали делать подкасты, не сбавляйте темп и сделайте хотя бы 8-10 эпизодов. Это воспринимается как законченная история и уже не сможет потеряться среди огромного количества других подкастов. Для каждой истории найдется своя целевая аудитория, надо лишь не лениться и выпускать серию за серией.
В работе продюсера всегда важны связи. Как развивать нетворкинг?
Я продолжаю учиться в Вышке — это большая семья студентов, преподавателей и выпускников. Большая часть моих связей берет начало в университете. На собеседованиях при поиске работы я почти всегда сталкивался с выпускниками Вышки. Нам всегда легче найти общий язык, ведь у нас очень много общего. А когда диалог складывается, то максимально легко решать бизнес-вопросы и даже какие-то жизненные ситуации. Каждый раз попадая в компанию с выпускниками, например, на Дне Вышки, ты понимаешь, что все вокруг с тобой на одной волне и все они твои единомышленники.