Как учебный проект превратился в полноценный медиапродукт
Мария Константиниди, выпускница программы «Медиакоммуникации» НИУ ВШЭ, в 2019 году попала в список 10 молодых журналистов, за которыми нужно следить по версии журнала Еsquire. Сегодня Мария занимает позицию project-менеджера в Skyeng, самой крупной EdTech компании в России. Совместно со своей основной работой Мария является автором успешных подкастов «Это разве секс?» и «Превосходная степень». Началось все на последнем курсе бакалавриата во время создания подкаста «Это разве секс?”, который стал одним из лучших в Apple Podcasts в 2019 и 2020 годах, а также самым прослушиваемым по данным Яндекс.Музыки в 2019 году. Мы поговорили с Марией о создании, продвижении и раскрутке подкастов.
Еще во время учебы вы попробовали себя в кардинально разных направлениях журналистики – работали судебным корреспондентом и освещали новинки бьюти-индустрии. Как вам пришла в голову идея создать медиапродукт в аудиоформате?
История с подкастом очень интересная. Надо сразу отметить, что я всегда не любила аудиформат. И как это обычно бывает, жизнь по иронии подкинула мне именно такую работу. Все произошло в первый учебный день четвертого курса бакалавриата. К этому моменту я уже успела постажироваться и поработать в разных медиа, у меня появился опыт работы с текстами. Наш преподаватель Андрей Уродов (создатель медиа «Россия без нас», экс-продюсер «Таких дел») на лекции по дисциплине «Самопубликуемые медиа и управление сообществами» вдохновенно говорил нам, что у нас есть последний шанс реализовать проект по созданию своего медиа. Участь студентов последнего года предсказуема – скоро навалится работа по написанию ВКР, госэкзамены, защита дипломной, потом окончание университета, и мы с головой уйдем в работу. А сейчас есть шанс получить бесценный опыт. Даже если проект не получится, не будет и сожалений об упущенных возможностях. Мы с одногруппницами (сначала нас было трое – я, Алина Данилова и Алина Яськова) были впечатлены словами преподавателя и стали думать над созданием чего-то нового для нас. Я предложила сделать подкаст на сексуальную тематику. Мне казалось, что формат подкаста не сложен в производстве и его легче раскрутить. Мы записали первые два выпуска подряд и поняли, что получилось не так, как нам бы этого хотелось. Такой первый блин. На монтаже мы немного подтянули материал и пошли на консультацию к преподавателю. Он внес свои правки, мы немного поменяли формат и дальше все пошло гораздо лучше, уже в четвертом выпуске у нас был первый гость. А еще через пару недель к нам присоединился наш друг Сеня Авчинников – мы подумали, что будет классно позвать к нам парня, а Сеня идеально подходил и был в повестке.
Как происходила раскрутка и обкатка подкаста?
У меня уже было много знакомых в медиа, и я практически каждого просила послушать наш подкаст. Даже когда я выходила с друзьями куда-то в город и на вечеринки, я говорила всем: «Привет, меня зовут Маша, я делаю подкаст и буду благодарна, если вы его послушаете!». В какой-то момент друзья перестали звать меня на вечеринки, не одобряя столь агрессивный способ продвижения подкаста (смеется), но мне кажется, эффект сарафанного радио сработал. Уже за первый месяц у нас было по три тысячи прослушиваний на выпуск. Параллельно мы начали вести Telegram-канал, пытаясь сделать из канала медиа – такая трансмедийная история. В Telegram есть много информации, которую мы больше нигде не публикуем.
Плюс ко всему, я старалась спросить у друзей, преподавателей, бывших коллег, что им нравится в нашем подкасте, а что они бы подправили или поменяли. Прислушиваясь к мнению людей, экспертов, профессионалов, мы все больше отшлифовывали подкаст, и вот сейчас у нас уже вышел 6 сезон.
Когда вы поняли, что подкаст стал успешным?
Подкаст с каждым выпуском становился более полноценным медиапродуктом, мы полностью погрузились в процесс, нам казалось, что надо вести подкаст до конца модуля, чтобы нам поставили баллы за проект. Но время шло, количество подписчиков в Telegram росло, и нам все чаще начали приходить комментарии и письма с благодарностью от слушателей. Мы все больше понимали, что это не просто студенческий проект, а самый настоящий медиапродукт, который приносит нам удовольствие. Рост аудитории продолжался, про нас писали СМИ, Telegram-каналы, блогеры. Мы стали нужными и интересными нашей аудитории. Именно это заряжает на дальнейшие действия. После писем слушателей ты понимаешь, что тема очень близкая и важная для многих. Даже если бы подкаст помог и принес пользу только одному человеку – это бесценно, ради этого хочется работать и пытаться свернуть горы.
Можно ли сделать подкаст самостоятельно без больших вложений?
У нас в стране не так сильно развита сфера подкастов, поэтому можно и с нулевыми вложениями сделать хороший продукт. Кстати, во время учебы в университете надо пользоваться всеми возможностями Медиацентра. Тут есть все необходимое для создания медиаконтента. Когда вы закончите обучение, вам придется покупать технику или оплачивать студии самостоятельно. А еще у вас в одногруппниках могут быть ребята, которые хорошо умеют монтировать аудио, создавать оригинальное музыкальное оформление и визуальный ряд для подкаста.
Когда я только поступила, меня так удивляло, что вокруг меня много людей, которые находятся со мной в одном культурном пространстве. Они начитанны, у нас много общих интересов, нам всегда есть о чем поговорить. Я привыкла, что в школе у меня было максимум три друга по общим по интересам. Мы обсуждали последние публикации крупных СМИ, знаковые события и мероприятия в медиа. А тут большинство людей с похожими интересами и взглядами.
В Вышке много умных и талантливых ребят, они могут тебя всегда научить чему-то новому. Сложно сказать, что важнее в обучении – лекции и семинары или общение со студентами, с которыми ты можешь спокойно взаимодействовать и даже работать, так как ты видишь все их навыки и умения.
Где лучше размещать подкасты и какие существуют эффективные инструменты для их продвижения?
Размещаться нужно везде, на всех возможных платформах. Люди слушают подкасты в соцсетях, в приложениях, на YouTube. Если вашего подкаста нет на какой-то платформе, идите и размещайте там свой продукт.
На мой взгляд два самых эффективных инструмента в продвижении подкастов – фичеры в подкаст-приложениях на главной странице и звездные эксперты. И то, и другое очень удачно увеличивает аудиторию, ну а если медийный гость еще и напрямую связан с вашей темой, то вы мгновенно получаете много лояльных слушателей, которые остаются с вами надолго.
Можно ли заработать на подкастах?
Крупные подкасты уже привели рекламодателя на рынок подкастов, но объемы еще не так велики. Кроме того, сами подкастеры еще не умеют самостоятельно привлекать рекламодателей для своего медиапродукта. Безусловно, с вами захотят сотрудничать, если у вас уже вышли несколько сезонов и есть хорошие цифры по прослушиваниям. Сделав два подкаста, не ждите, что к вам потянется рекламодатель. Могу дать совет начинающим и будущим подкастерам – найти не просто рекламодателя, а бренд, которому было бы с вами просто интересно и приятно работать. Не для рекламы и многотысячных прослушиваний, а больше для имиджа и увеличения лояльности их клиентов. В этом случае подкаст – это платформа, которая демонстрирует, что компания и клиенты говорят на общем языке об одном и том же.
Важно ли для подкастера иметь поставленный голос?
Этот вопрос вызывает много дискуссий в нашем сообществе. Лично я не считаю, что человек должен иметь дикторский голос. Эти времена давно прошли. Сейчас в подкастах привлекают людей-экспертов, которые картавят, шепелявят и вообще говорят как нормальные люди, а не пытаются корчить из себя Левитана. Главное, чтобы содержание и форма подачи материала были интересны слушателю. Мы живем во времена главенствования контента. А над речью всегда можно поработать. Кстати, кроме дикции бывают и другие проблемы в речи. Мы с коллегами как-то записали наши самые часто используемые слова-паразиты, чтобы убирать их из речи. Оказалось, что это тоже большой пласт работы.
Что объединяет успешные подкасты и отличает от менее успешных?
Популярные подкасты завоевали свою славу, сумев первыми занять нишу, в которой до них никого не было. Это главное, что их объединяет. У большинства непопулярных подкастов есть несколько проблем, но самая явная – когда ведущие подкаста не умеют разговаривать. Большинство подкастеров продолжают работать в разговорном жанре. Есть попытки создать нарративные, документальные, художественные форматы, которые намного сложнее и затратнее в производстве, но все равно популярнее всего жанр разговорный. Поэтому говорить нужно как можно интереснее. Надо учиться или задавать вопросы, или хорошо монтировать материал. Бывают и непубличные гости, которые стесняются, может получиться, что у гостя просто плохое настроение, и нарезать что-то интересное бывает крайне сложно. Но необходимо помнить, что улучшить материал можно только на монтаже. В нашем подкасте мы стараемся сделать набросок сценария для выпуска, где обязательно отмечаем главные темы и подтемы, а в остальном импровизируем, чтобы состоялся живой диалог.
Что ждет подкасты в будущем?
Много брендов начали активно создавать свои подкасты, и это поддерживает сферу подкастинга. Брендам интересно делать подкасты, но не у всех получается сделать интересные и действительно популярные подкасты. Сфера развивается медленно, но как только в нее придут крупные компании, то начнется производство совершенно новых по формату, технически сложных подкастов, которые в данный момент требуют слишком много средств для их производства.