• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Старописьменный монгольский язык

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
5-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается четыре года, со второго по пятый курс. Она является частью комплекса дисциплин, связанных с изучением основного восточного языка (монгольского) и опирается на теоретические курсы по теории и истории монгольского языка. Старописьменный монгольский язык, служивший основным средством коммуникации и письменного творчества в Монголии в период с XIII до середины XX веков, до сих пор продолжает играть важную роль в жизни монгольского общества. Без его детального изучения не может быть речи о сколь-нибудь глубоком понимании традиционной монгольской культуры. Старописьменный язык остается официальным языком Автономного района Внутренняя Монголия и некоторых других районов КНР. Основная цель курса – овладение студентом основными структурными особенностями старописьменного монгольского языка, позволяющее ему ориентироваться в чтении и переводе эпиграфических и литературных текстов, написанных на нем в период с ХIII до середины ХХ вв.; спецификой современного старописьменного языка внутренних монголов. В течение первого года обучения студенты знакомятся с графикой старописьменного монгольского языка, орфографией, овладевают навыками чтения и понимания адаптированных учебных текстов. На втором и третьем году обучения – студенты расширяют лексико-грамматические знания и навыки чтения, овладевают умением соотнесения старописьменного и современного языков. На четвертом – овладевают навыками чтения неадаптированных старописьменных текстов по различной тематике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина «Старописьменный монгольский язык» направлена на предоставление студентам знаний о структурных особенностях старописьменного монгольского языка, позволяющих ему ориентироваться в чтении и переводе эпиграфических и литературных текстов, написанных на нем в период с ХIII до середины ХХ вв., а также литературы Автономного района Внутренняя Монголия КНР, где он является официальным языком до настоящего времени. Целью программы является получение студентами устойчивых навыков в чтении и переводе буддийских, исторических, литературных и других сочинений письменного наследия монголов: · овладение графическими особенностями старописьменного монгольского языка, получение навыков письма · изучение основных правил старописьменного языка, продиктованных фонологическими и морфологическими особенностями монгольского языка · овладение навыками работы со словарями, как двуязычными (монгольско-русскими, монгольско-английскими), так и толковыми · получение фундаментальных навыков чтения и перевода старописьменных текстов
  • овладение навыками работы со словарями, как двуязычными (монгольско-русскими, монгольско-ан¬глийскими), так и толковыми
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выработка навыков чтения и записи именных форм
  • Выработка навыков чтения и записи местоимений и числительных
  • овладение навыками чтения долгих гласных, лексических единиц твердого и мягкого рядов
  • овладение первичными графическими навыками, изучение принципов транслитерации
  • Правильное понимание и использование всех причастий, деепричастий.
  • Правильное понимание и использование всех форм глагола.
  • Правильное понимание и использование неизменяемых слова, послелогов, союзов, частиц.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в проблематику чтения текстов на старописьменном монгольском языке.
  • Тема 1. Глагол.
  • Тема 2. Сингармонизм в старописьменном монгольском языке.
  • Тема 2. Причастие. Деепричастие.
  • Тема 3. Склонение имен.
  • Тема 3. Неизменяемые слова. Послелоги. Союзы. Частицы.
  • Тема 4. Местоимения. Числительные.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Зачет
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Зачёт
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.25 * Зачет + 0.25 * Зачет + 0.25 * Зачет + 0.25 * Зачет + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Контрольная работа
  • 2024/2025 учебный год 3 модуль
    0.3 * Зачет + 0.3 * Зачет + 0.4 * Зачёт + 0.4 * Зачёт + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Восемнадцать степных законов : памятник монгол. права ХVI-ХVII вв.: монгол. текст, транслитерация монгол.текста, , 2002
  • Ориентализм : западные концепции Востока, Саид, Э. В., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jan-Olof Svantesson, Anna Tsendina, Anastasia Karlsson, & Vivan Franzen. (2005). The Phonology of Mongolian. OUP Oxford.
  • История монголов, Бичурин Н.Я., 2005

Авторы

  • Леман Яна Дмитриевна
  • Цендина Анна Дамдиновна