• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

Экономика советской киноиндустрии

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен экономической политике советской киноиндустрии с трех перспектив — кинопроизводства, кинопроката и кинопоказа. На основе институциональной истории и цифровых методов гуманитарных наук, в рамках курса будут рассмотрены советский способ кинопроизводства в сравнении с централизованной продюсерской системой Голливуда, инфраструктура советского кинопроката и кинопоказа, развитие киносетей и политика кинофикации страны, экспорт и импорт, а также формы контрактинга, система логистики, налогообложение и финансовая деятельность советских точек кинопоказа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение истории и экономики советского кино
  • Освоение существующих методологических подходов в области Cinema Studies, с акцентом на исследовательское направление New Cinema History
  • Участие в исследовательском проекте по реконструкции советского кинопроката
  • Анализ различных видов источников и их сопоставление, получение навыков анализа big data
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать как был устроен кинопрокат в СССР, умеет различать государственную, профсоюзную и ведомственную киносети, понимать особенности их функционирования в условиях плановой экономики.
  • Уметь ориентироваться в институциональной истории советской киноиндустрии в 1920-1980-е годы; понимать функции различных отделений Министерства кинематографии (будь то Совэкспортфильм, Главкинопрокат и др.), знать их историю и основные этапы развития на протяжении всей истории советского кино.
  • Уметь ориентироваться в методологических подходах к изучению рецепции кино, знать основные типы рецепции, видеть разницу и понимать на каких источниках базируется тот или иной тип, знать практики восприятия кино в СССР в различные периоды.
  • Уметь объяснить основные этапы изучения кинематографа в области Film Studies, а также понимать разницу в методологических подходах к изучению истории кино.
  • Уметь собирать big data, отражающие различные аспекты советского кинопроката (от кинопрокатной сетки в тот или иной период до кассовых сборов), знать как их анализировать, учитывая контекст функционирования советской киноиндустрии, уметь вычленить зрительский спрос в условиях государственного регулирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Институциональная история советского кинопроката и кинопоказа
  • Советский зритель
  • Кинематограф и понятие популярности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Проверочная работа
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Проверочная работа + 0.1 * Проверочная работа + 0.3 * Проект + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An everyday magic : cinema and cultural memory, Kuhn, A., 2002
  • Comparing historical cinema cultures: Reflections on new cinema history and comparison with a cross-national case study on Antwerp and Rotterdam. (2019). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315666051-11
  • Irina Tcherneva. (2012). « L’État de tous les spectateurs » “The State of all spectators” Thinking up the publics in the Khrushchev reforms of Soviet film distribution (1953-1968).
  • Kuhn, A. (1999). Cinema-going in Britain in the 1930s: Report of a Questionnaire Survey. Historical Journal of Film, Radio & Television, 19(4), 531–543. https://doi.org/10.1080/014396899100163
  • Kuhn, A. (2004). Heterotopia, heterochronia: place and time in cinema memory. https://doi.org/10.1093/screen/45.2.106
  • Media reception studies, Staiger, J., 2005
  • Meers, P., Biltereyst, D., & Maltby, R. (2011). Explorations in New Cinema History : Approaches and Case Studies. Wiley-Blackwell.
  • Tcherneva, I. (2015). Рынок против плана? Эксперименты в организации и оплате труда в советском кино (1961-1976). [Le marché contre le plan ? Expérimentations dans l’organisation du travail dans le cinéma soviétique (1965-1976)].
  • The Routledge companion to new cinema history, , 2020
  • Не по плану : кинематография при Сталине, Белодубровская, М., 2020
  • Фабрика жестов, Булгакова, О., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kaminskaitė - Jančorienė, L. (2014). Cinema in Soviet Lithuania: the development of the system and the shift in functions (1944–1970) ; Kinas sovietų Lietuvoje: sistemos raida ir funkcijų kaita (1944–1970 m.).

Авторы

  • Танис Кристина Александровна