Студентка Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ Ксения Чурсина побывала на производственных объектах ПАО «Газпром»
Студентка 4 курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ Ксения Чурсина поделилась впечатлениями от поездки.
По приглашению ПАО «Газпром», студентка 4 курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ Ксения Чурсина, вместе со студентами ведущих вузов нефтегазовой отрасли, побывала на производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Уфа» и ООО «Газпром нефтехим Салават».
Ксения сумела разобраться в принципах работы газокомпрессорной станции, побывала в «будущем», завела много интересных знакомств,прониклась особым колоритом Республики Башкортостан. Впечатлениями Ксения поделилась с нами.
Газпром Башкортостан радушно пригласил нас узнать больше об их производстве и славном городе Уфе, но для меня эта поездка оказалась в первую очередь увлекательным антропологическим опытом.
Как известно, современная экономика — это не набор фактов и знаний, но скорее навык, как быстрее получить любое новое знание. Поэтому я, студентка экономического факультета, месяц назад отправилась постигать премудрости нефтегазовых вопросов наравне с ребятами, изучающими добычу и переработку минимум четыре года своей жизни. Газпром Башкортостан радушно пригласил нас узнать больше об их производстве и славном городе Уфе, но для меня эта поездка оказалась в первую очередь увлекательным антропологическим опытом.
Организаторы поездки проявили чудеса логистики и в два дня уложили три больших путешествия: на газокомпрессорную станцию, в нефтеперерабатывающий город комплекс и в головной офис Газпром Башкортостан, а также оставили время, чтобы мы познакомились с историей и культурой Уфы.
Поездки на огромные производства — поистине постапокалиптический опыт: когда своими глазами видишь, что весь этот огромный организм функционирует сам собой, и следят за ним от силы два человека, которые с легкостью отвлекаются на то, чтобы провести экскурсию для молодых умов, понимаешь — future is here. Пока студенты нефтяных университетов допытывали старших коллег, какого размера подшипник стоит в этом агрегате или сколько капсул в двигателе, я узнавала, как вообще работает компрессорная станция, зачем она нужна, и удивлялась самолетному двигателю, переделанному в газоперекачивающий, потому что «ну а кто у нас еще производит двигатели кроме авиации?» Если вы настолько же не в теме газообработки, насколько была я перед этой поездкой, вот вам краткий гайдлайн. На газокомпрессорной станции газ проходит через три процесса: очищение сразу после добычи, сжатие и охлаждение (над газом совершили работу, газ нагрелся — физика 9 класса, привет!) После этого по большой трубе он отправляется навстречу своим потребителям, по пути заходя на следующие компрессорные станции. Одна такая станция обслуживает всего 150-200 километров пути, что стало для меня очередным откровением.
Если газокомпрессорную станцию можно было обозреть глазами и обойти ногами за конечное время, то следующий пункт нашего путешествия — нефтеперерабатывающий завод — уже нет. Это настоящий город в городе, по которому мы кружили меж хитросплетений труб, датчиков и цехов, пытаясь осознать масштаб всего происходящего. Это мини-государство производит все от нефти до акриловых красок и наполнителей для подгузников. Говорят, что медитация расширяет сознание, но такие поездки наверняка делают это лучше. Мои товарищи традиционно выпытывали технологические секреты производства (в этот раз некоторые вопросы в самом деле были отвергнуты с обоснованием секретности данных), а их старшие коллеги-сопровождающие заботливо справлялись о возможностях импортозамещения деталей для производства (спойлер: с трубами мы сами как-нибудь справимся, а вот с контролирующим оборудованием уже нет).
После таких насыщенных информацией поездок совершенно необходимо было переключиться на что-то привычное и понятное — sightseeing! Уфа — удивительный в своей простоте и колоритности город, что для любого жителя Москвы очень удивительно. О простоте скромно сообщает экскурсовод, рассказывая о местной футбольной команде: «название выбирали голосованием всего региона, выбрали название «Уфа», о колоритности — вся визуальная составляющая города. Если строить дом, то обязательно с национальными башкирскими узорами (и неважно, это панельная девятиэтажка или здание международных саммитов), если сажать клумбу, то тоже с орнаментом, если приглашать на мероприятие музыкантов, то играющих техно и диско с вкраплениями местных напевов, а если говорить о Салавате Юлаеве — неизбежно добавлять «национальный герой башкирского народа».
Но, как я суммировала в начале, эта поездка стала для меня в первую очередь антропологическим откровением. Большую часть своей жизни я провожу в стенах Вышки и с ее студентами, и потому была совершенно удивлена встрече с новыми для себя группами людей. Рабочие на заводах, оказывается, в силу специфики своей работы, умеют разговаривать целиком фразами, вырезанными из технической документации (батюшки, мне всегда читать это было сложно, а тут это происходит так просто и естественно, как вода журчит). Среди студентов, оказывается, не все хотят быть управленцами и созидателями нового — моя знакомая прямо говорила: «я работаю проектировщиком и придумываю, как прокладывать новые скважины на новой местности, но мне это не нравится; я хочу работать на заводе руками».
И все это разнообразие — и англицизмы, и канцелярит, и стремление к созиданию, и желание работать руками — очень важно, хорошо и ценно, и я очень рада, что наше маленькое путешествие мне это показало.
Чурсина Ксения Александровна
Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, 4 курс