• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

О подготовке к международным и российским олимпиадам, учебе на Совбаке и академических перспективах

Небольсина Анастасия 2 курс Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, Топ-2 IEO по части «Экономика», золотая медаль по личному зачету, победитель ВcОШ по экономике, призер ВcОШ по обществознанию, призер и победитель перечневых олимпиад по обществознанию, экономике, философии, политологии, социологии и другим социальным наукам

О подготовке к международным и российским олимпиадам, учебе на Совбаке и академических перспективах

Как и когда ты заинтересовалась экономикой?

В 9 классе я прошла на заключительный этап ВсОШ по экономике, но не поехала, потому что в то же время у меня был заключительный этап по русскому языку. До того момента я не занималась экономикой специально, только в рамках обществознания, но летом после 9 класса я поехала в ЛЭШ, и там начался мой путь как экономиста. В ЛЭШ я многое узнала об экономической теории, об экономике в мире. С тех пор я начала изучать экономику, не забывая при этом и о социальных науках. Именно тогда у меня появилась идея поступать на экономический факультет и связать свое будущее с этой дисциплиной.

Почему ты решила участвовать в IEO?

В 2018 году, когда прошла первая международная олимпиада по экономике, в ней участвовали несколько моих друзей, и я наблюдала это онлайн. IEO показалась мне интересным мероприятием с точки зрения структуры самой олимпиады и мультикультурной атмосферы. Когда я стала победителем ВсОШ, мне пришло приглашение поучаствовать в IEO, и я согласилась, не раздумывая: я знала, что это классная возможность пообщаться с ребятами из других стран, узнать их интересы, понять, как устроено изучение экономики за рубежом. К концу 11 класса я получала наслаждение от участия в олимпиадах, от нестандартных задач и концепций, и с этой точки зрения международная олимпиада была незаменимым опытом.

Как ты готовилась к IEO? Что бы ты посоветовала будущим участникам?

Лично мне сильно помогла двухлетняя подготовка к ВсОШ, потому что в процессе ты изучаешь необходимую теоретическую базу, учишься решать задачи. Однако для IEO это релевантно лишь частично: из-за того, что формат в части «Экономика» нацелен на качественные задачи, тебе нужно развивать экономическое мышление с помощью чтения книг, блогов, новостей и т.п.

Для меня были абсолютно новыми части «Бизнес-кейс» и «Финансы». Для подготовки к бизнес-кейсам я прочитала несколько книг по решению кейс-интервью. На сборах по подготовке к IEO мы практиковались в создании презентаций, анализе проблем и обучались тем навыкам, которые необходимы для решения кейсов. С точки зрения финансов у меня был некий теоретический бэкграунд: как работают финансовые рынки, что такое акции и облигации. Во время сборов мы играли в симулятор финансовой игры, организованный преподавателем МГУ, а также смотрели, какие финансовые стратегии можно применять и как с ними работать.

Для будущих участников будет полезно узнать, что такое финансовые рынки, как они работают, а также почитать литературу по решению кейсов. Что касается экономики, не стоит замыкаться на решении задач, нужно развиваться, больше читать и понимать, что формат международной олимпиады отличается от формата классических олимпиад по экономике в России.

Что бы ты посоветовала при подготовке к российским олимпиадам?

Во-первых, стоит решать задачи олимпиад прошлых лет: это помогает найти пробелы в знаниях. Во-вторых, может быть полезно обратиться к репетитору или съездить в выездную школу – они достаточно распространены в России. Это поможет понять, как выстроить свой план подготовки, и научиться решать какие-то задачи быстрее.

Для российских олимпиад нужно знание базовой теории и большое количество практики, чтобы быстрее  выделять ключевые моменты в новых задачах и находить подходящее решение. Не стоит отказываться и от чтения научно-популярных книг, слушания подкастов, потому что сейчас в российских олимпиадах есть тенденция на составление качественных задач.

Я бы также посоветовала возвращаться даже к самым простым задачам по той причине, что на олимпиадах из-за волнения ты можешь забыть какую-то тему и сделать глупую ошибку. Непосредственно перед олимпиадой и в период подготовки стоит уделять время отдыху и смене деятельности, иначе ты можешь «перегореть». Лично я чередовала решение задач по экономике с чтением, подготовкой к другим олимпиадам. Перед турами может быть полезно и вовсе ничего не решать, чтобы сохранить энтузиазм решать задачи на самой олимпиаде. И, что самое важное, нужно уметь сдерживать свои эмоции. Лично мне помог опыт участия во множестве олимпиад: со временем привыкаешь и меньше волнуешься.

Расскажи немного о IEO, что оказалось самым запоминающимся?

Мои воспоминания об IEO – одни из самых ярких, потому что ты попадаешь в атмосферу, где на небольшом пространстве собраны абсолютно разные культуры. Ты идешь по улице под Петербургом и видишь команду Испании, которая поет песни и заряжает окружающих своей энергией, а за ними, например, ребята из Индии, которые показались мне достаточно скромными. Мне запомнилась теплая и открытая атмосфера IEO: ты можешь подойти к любому человеку и начать говорить о чем угодно, и это всеми воспринимается дружелюбно.

Меня впечатлило то, насколько разные у всех представления об экономике – именно поэтому международная олимпиада состоит из трех частей. Если ребята из Латвии уже привыкли к финансовой игре, то в России такого формата еще не видели в олимпиадном пространстве.

Первая команда, с которой мы начали тесно общаться – команда из Индии. Мы гуляли с ними по Санкт-Петербургу, рассказывали им про историю города, а они делились своими впечатлениями об Индии, что было весьма интересным, ведь ребята представляли разные регионы страны. Также мы посещали несколько экскурсий, на одной из которых были с командой из Швейцарии.

Мне понравилась атмосфера: конечно, всем хотелось победить, но это не было целью. В большей степени проявлялось удовольствие от интернациональной коммуникации, экономики, культурной программы и внутренних мероприятий, которые организовывали кураторы. Особенно мне запомнилось закрытие олимпиады: была праздничная церемония награждения, все друг друга поддерживали, было неважно, из твоей страны победитель или из другой.

Почему ты решила поступать на совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и РЭШ?

На момент подачи документов я уже два года была настроена поступать именно сюда: у меня много друзей среди выпускников и студентов. Они рассказывали, что происходит внутри, как все устроено, и я понимала, что это именно то место, куда я хочу поступить. Мне импонирует система liberal arts, потому что ты можешь развиваться в разных направлениях и расширять свой кругозор. Данный подход учит анализировать проблемы с различных сторон, проводить параллели между явлениями. Кроме того, совместный бакалавриат – это большая семья. Ты можешь обратиться за советом ко всем преподавателям, выпускникам, студентам, и тебе обязательно помогут. Это касается как учебы, так и неформального общения. Я думаю, что на Совбаке учатся удивительные люди: все они очень разные и интересные.

Также меня привлекало, что здесь работают лучшие профессора, каждую дисциплину ведут профессионалы в данной области. И кроме того, есть очень много возможностей: ты можешь выбрать академический трек и попробовать себя в роли RA/TA  (Прим.: Research Assistant/Teacher’s Assistant, ассистент-исследователь/помощник преподавателя)  или начать карьеру в индустрии уже после первого-второго курсов: расписание достаточно гибкое, чтобы ты мог совмещать это с учебой, но, конечно, это выбор каждого..

Лично для меня важно, что программа обеспечивает достойную подготовку к поступлению на PhD, а профессора, которые здесь работают и сами заканчивали PhD, пишут рекомендательные письма, которые позволяют усилить твое портфолио, если ты хорошо проявил себя во время обучения. Для меня совместный бакалавриат – это огромные возможности в плане самообразования и развития, дальнейшей карьеры.

Как проходит твое обучение на Совбаке сейчас?

Я посещаю все семинары и лекции, но чтобы действительно хорошо выполнить домашнюю работу и подготовиться к экзаменам, необходимо много работать самостоятельно. Это помогает выработать самодисциплину, способность искать информацию и работать с ней.

Что касается выбора курсов, в первом семестре практически все мои курсы по выбору были гуманитарные. Это позволило мне закрыть несколько обязательных предметов, поэтому в последующие годы я смогу брать больше экономических дисциплин, которые сейчас нам недоступны  (Прим.: для продвинутых экономических дисциплин требуется сначала пройти базовые курсы) . Во втором семестре у меня было более сбалансированное расписание: два математических курса, два гуманитарных и один экономический. Сейчас мне больше стали нравиться математика, программирование и экономика, поэтому в последующие годы я планирую больше углубляться в точные дисциплины.

На данный момент ты перешла на второй курс, какие ты видишь для себя карьерные или академические перспективы?

Я планирую посвящать больше своего времени учебе, чтобы поступить на PhD и в целом понять, какая область больше мне подходит. Сейчас я работаю стажером-исследователем в лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ, где веду свой собственный проект, посвященный теории игр и теории общественного выбора. В ближайшие годы я планирую продолжить работать в лаборатории, а также, когда у меня будет достаточно hard skills, попробовать себя в роли RA у профессоров и исследователей, больше участвовать в конференциях, семинарах. Я не исключаю возможность перехода в индустрию, поэтому уделяю время прикладным навыкам, которые могут мне пригодиться, если я решу стать аналитиком. Также планирую уехать учиться по обмену за рубеж, но я пока не выбрала подходящий вуз и программу.

Что поразило тебя при поступлении на Совбак?

Поразило, насколько крепкое здесь community (Прим.: от англ. community – общество). На NES Welcome Party, например, (Прим.: приветственное мероприятие для студентов, выпускников и профессоров РЭШ, которое проводится в начале сентября) мы проходили тропу испытаний в одной команде с магистрантами. Все были открыты для взаимодействия и дружелюбны. И это касается не только студентов РЭШ: между студентами и профессорами сложилась очень приятная атмосфера, построенная на взаимном уважении и открытости. Особенно хочу отметить наш учебный офис, который готов помочь во всех ситуациях и сделать учебный процесс наиболее комфортным.