Маркетинг, исследования, PhD. История одного академического пути
Ежегодно несколько выпускников Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ поступает на PhD-программы в международные вузы и уезжают за рубеж. Какую работу предстоит проделать ради этого? Как понять, что вам по пути с наукой и выбрать направление для исследований? Своей историей поделилась Анна Щеткина (выпуск 2021г.).
Учеба на Совместном бакалавриате
Как и многие, я поступила на Совбак по результатам Всероссийской олимпиады школьников по экономике, в 11 классе получила звание абсолютного победителя. Среди участников Всероса принято ставить цель поступить именно на Совместную программу НИУ ВШЭ и РЭШ. Знакомые, друзья рассказывали о том, как много Совбак открывает возможностей, как сильно работодатели ценят выпускников. Я подумала, что столько восторженных отзывов не могут быть беспочвенными, поступила и до сих пор считаю это одним из лучших решений в жизни.
В программе есть разумное ограничение: нельзя взять более двух курсов по одному направлению в одном семестре. Это подталкивает к тому, чтобы начать исследовать: уйти от привычного и отправиться открывать новое. Так, на первом курсе я изучала введение в нейронауку и историю, на втором — астрофизику. К третьему году обучения я уже стала ориентироваться, какие области в экономике мне интересны и старалась концентрироваться на них. Примерно в это же время я поняла, что хочу заниматься наукой.
Наука — это для кого?
После выпуска из школы я не представляла, что буду серьезно заниматься исследованиями. Даже не думала, что такая перспектива реальна. В голове был типичный сценарий: получу диплом бакалавра, устроюсь на работу. Я слышала, что выпускники Совбака поступают на PhD за рубеж, уезжают жить в другие страны, учатся там и становятся профессорами, но я никогда не думала, что это может быть и про меня тоже. Что и я смогу стать одной из таких людей.
Но в скором времени после начала первого курса границы в моей голове начали расширяться. Я познакомилась со студентами Совбака со старших потоков, профессорами, выпускниками, с теми, кто уже выбрал для себя академический путь и шел по нему. Тогда я поняла, что это возможно, и я точно хочу попробовать этот трек.
Тому есть несколько причин. Во-первых, мне всегда нравилось учиться. Во-вторых, как я уже говорила, у меня появилось много знакомых, увлеченных наукой. Я понимала, что у нас с ними много общего: неугасающее любопытство к миру, умение брать ответственность и работать без принуждения. Здесь никогда не знаешь, принесет ли результат то, над чем ты трудишься, нет никого, чтобы подгонять тебя. Ты должен уметь в одиночку работать над исследованием, не теряя мотивации и готовясь принять любой итог.
Работа, но не как у всех
После второго курса я начала работать research assistant. Я уже серьезно нацелилась поступать на PhD после выпуска и знала, что нужно нарабатывать рекомендации. Многие одногруппники уже ходили на стажировки в индустрии, я занималась тем же, просто в академической среде.
Сначала я работала с профессором РЭШ, профилем которого были иностранные языки. У него было очень интересное исследование: как студенты обучаются английскому, как их знания и навыки трансформируются с течением времени. В этом проекте я проработала несколько месяцев, помогала измерить эффект от эксперимента с применением разных методик обучения.
Затем один из студентов РЭШ предложил мне занять его место ассистента у профессора финансов. Это был отличный experience, настоящая школа жизни. Я и программировала, и писала документы, и работала с огромным объемом данных. Цель проекта была интересной и в чем-то даже благородной: мы изучали все патенты, которые были когда-либо выпущены в США. Итогом проекта стало создание data-сета, которым могли бы пользоваться другие исследователи. А затем в мою жизнь пришел маркетинг.
Предмет и научный руководитель мечты
Как я уже говорила, на первых курсах у меня была возможность исследовать разные области знаний. Особенно мне нравились математические дисциплины, теория отраслевой организации, машинное обучение. Я начала анализировать и поняла: то, что меня сильнее всего в них привлекает, можно найти в одном предмете — маркетинге. Так совпало, что примерно в это же время у нас начала преподавать интереснейший профессор Дарья Дзябура. Я посмотрела ее работы, почитала еще статьи и подумала, что эту тему хотелось бы изучить более детально.
Еще одна причина моей любви к маркетингу — то, что мне всегда было интересно исследовать поведение людей и психологию их решений. Почему люди выбирают тот или иной товар? Как они реагируют на рекламу? Искать ответы на эти вопросы очень увлекательно. Кроме того, маркетинг быстро впитывает в себя новейшие достижения в математике, Computer Science, эконометрике. Ты ставишь интересные вопросы и исследуешь их с помощью строгих и аккуратных методов, которые позволяют делать реалистичные и проверенные на данных выводы.
После третьего курса, когда пришло время выбирать научных руководителей, я с трепетом и страхом написала Дарье письмо, что хочу поступать на PhD-программу, связанную с маркетингом, и прошу ее стать моим научным руководителем. Мне повезло: она согласилась, и мы до сих пор работаем. В июне я защищаю диплом бакалавра — исследование о том, почему люди оформляют возвраты в онлайн-магазинах. А осенью уезжаю учиться на PhD в Пенсильванию.
Поступление на PhD
Я рассматривала только поступление на PhD после выпуска по нескольким причинам. Во-первых, я серьезно намерена связать свою жизнь с наукой, а PhD — это самый логичный путь для карьеры ученого. Поэтому я не подавала документы на бизнес-программы и в магистратуру, они подойдут скорее для тех, кто хочет работать в индустрии. Во-вторых, тем, кто хочет стать профессором в университете и много публиковаться в значимых изданиях, стоит окончить не просто хорошую программу, а одну из лучших в мире. Поэтому я подбирала вуз за рубежом. В-третьих, свою роль сыграл финансовый вопрос. Студенты PhD получают хорошую стипендию, хотелось бы получать деньги за то, что учишься, а не платить их, чтобы учиться.
По времени вся подготовка, если включить сюда работу research assistant, время на исследование, заняла примерно два года. Если говорить об интенсивном периоде сбора пакета документов, прохождения тестов — он длился несколько месяцев с лета перед четвертым курсом.
Самым сложным оказалось получить три рекомендательных письма, над этим я начала работать еще на третьем курсе. Во время подготовки эссе помог Центр письменной и устной коммуникации РЭШ (WCC). У меня было две консультации, мы разобрали структуру, стиль. Письма действительно читают, нельзя пренебрегать этой частью заявки.
Неожиданностью стало, что после того, как часть кандидатов отсеяли и ты попал в шорт-лист, самым важным становится интервью. Я проходила их и в 12 ночи, и в пять утра, по три и более в день. Были разные каверзные вопросы, от просьбы рассказать всю историю своей жизни до придумывания идеи исследования по какой-то популярной статье.
Я отправила заявку в 12 университетов, девять из них прислали мне офферы. Выбирать было сложно. Очень помогла Дарья, мои родители и друзья, они оказали огромную поддержку, давали советы. Утром я писала им: «Хочу в этот университет», а вечером: «Нет, решено, еду в другой». На следующий день говорила о третьем. К сожалению, нет универсального рейтинга, сверившись с которым можно было бы определиться. В итоге я выбрала The Wharton School, University of Pennsylvania. Это одна из сильнейших бизнес-школ, там есть возможность выбрать конкретную область исследований, а еще мне показалась близкой дружественная атмосфера, которую я почувствовала, общаясь с представителями программы.
Главный аргумент
Совбак очень помог в поступлении. Здесь мощная подготовка и по экономике, и по математике, есть возможность пройти курсы по программированию. Существует миф, что маркетинг — это что-то далекое от точных наук, на самом же деле это очень насыщенная в плане измерений и методов дисциплина.
Из софт-скиллов это точно навыки владения английским языком, без этого нет смысла даже пытаться поступить в зарубежный вуз. Также это навыки коммуникации. На Совместной программе нет студенческой группы в общепринятом смысле, на каждом предмете ты встречаешься с разным составом однокурсников и ребят, которые поступили раньше или позже. Ты постоянно учишься находить общий язык с непохожими друг на друга людьми.
И, конечно, помогло сильное комьюнити РЭШ. Здесь такая уникальная культура, что ты можешь подойти к любому профессору и сказать: «Я тут собираюсь на PhD и сомневаюсь вот по этому вопросу. Вы не могли бы уделить мне немного времени и посоветовать что-то?». Тебе никогда не откажут. Поддерживают и другие студенты и выпускники. С тобой всегда поделятся опытом, каким был их путь поступления, как лучше сдавать тесты, просить рекомендации.
Профессор Андрей Бремзен, с которым я советовалась, стоит ли выбирать академический трек, привел аргумент, который стал решающим. Он сказал, что если мне нравится общество, которое собралось на Совместной программе, если я хочу всегда оставаться в коллективе таких же разносторонних, глубоких и интересных людей, то стоит выбрать этот путь. Я подумала, что это та причина, ради которой стоит связать жизнь с наукой.