Пробовать и не бояться!
«Я поняла, что в академии могу заниматься чем-то более широким, чем в индустрии, мне захотелось разгадывать "мировые загадки"» - выпускница Совместного бакалавриата 2019 года Анастасия Арбузова рассказала о поступлении в Бостонский университет и о том, как изучение экономики может развивать интерес к миру.
Автор текста: Елена Томулец, студентка второго курса совместного бакалавриата НИУ ВШЭ-РЭШ
Л: Расскажи про программу, на которой будешь учиться.
Н: Я поступила на Phd in Economics в Бостонском университете и проведу там ближайшие пять или шесть лет: в зависимости от того, когда защищу свою диссертацию. Моя программа одна из самых сильных по экономике развития, и так как это моя сфера интересов, я пошла именно туда. Также Бостон – город с невероятной концентрацией человеческого капитала, поскольку там находятся и MIT, и Гарвард, и Бостонский колледж. Все эти факторы в совокупности делают программу, на которую я поступила, очень привлекательной, по крайней мере в моих глазах.
Л: Куда ты еще подавалась?
Н: Всего я подавалась в десять университетов. Я диверсифицировала подачи по географическим локациям и по направлениям. Например, в несколько университетов я подавалась не просто на PhD in Economics, а на Public Administration или Applied Economics. Частично такой разброс еще и связан с моими личными интересами. В одном из университетов в сфере Public Administration работает очень крутой профессор, в чьих работах по микрофинансам я черпала вдохновение для собственного диплома. И поэтому область Public Administration как сфера, где люди учатся формировать свои идеи, чтобы потом предлагать эффективные и справедливые политики, казалась мне очень приемлемым вариантом.
Я хочу сказать, что не нужно бояться подаваться на программы, где не написано заветного «PhD in Economics». Не чисто экономические программы могут быть не хуже экономических: иногда преподаватели на программах одни и те же, а финансирование не-эконома даже выигрывает.
Касательно мест я подавалась на несколько программ как в Европе, так и в Америке. Мне была более интересна Америка, поскольку благодаря программе обмена ВШЭ я уже прожила полгода в Нидерландах, училась там в University of Groningen. Мне кажется, в Европе я достаточно много увидела, а вот в Америку хочется за чем-то новым и интересным.
Л: Когда ты решила, что пойдешь на PhD, а не в индустрию?
Н: Не помню, чтобы на первом курсе рассматривала сугубо академические варианты. Я думала о стажировках, много ходила на презентации NES Banking & Finance Society. Участвовала в кейс-чемпионатах еще, кстати, со времен обучения в Лицее ВШЭ.
Так как я не сразу пришла к академической карьере, я пошла на работу: проработала примерно два года. Работала около года в Moody’s Investor Service, а поначалу даже в EF Education. Когда я проходила стажировку в Moody’s, я поняла, что мне скорее интересно видеть мир шире, не специализируясь на задачах определенной компании.
В то же время я начала в университете слушать курсы вроде экономики развития, и то, что мы там изучали, касалось абсолютно всего. Например, влияния природных ресурсов или войн на экономический рост. Я поняла, что в академии могу заниматься чем-то более широким, чем в индустрии, мне захотелось разгадывать «мировые загадки».
Так, на третьем курсе я окончательно решила поступать на PhD. Тогда же я стала ресерч ассистентом у Андреа Матранга. Вместе мы работали над несколькими статьями. Помню, как я парсила данные, и мне казалось, что это очень клево, потому что именно из того, что я делаю своими руками, выйдет интереснейший ресерч, будут реальные выводы. Потом у нас был еще один очень интересный проект, и мне пришлось в его ходе осваивать новый софт и углублять знания в географии, биологии, что, казалось бы, не связано с экономикой. А вот нет, можно в самых разных областях развиваться.
Кстати, еще о стажировках и работе. После стажировки в Moody’s меня спрашивали, не хочу ли я попробовать занять фулл-тайм позицию, но на третьем курсе я не была готова забрасывать учебу. К тому же, когда я была еще на первом курсе, одна четверокурсница мне как-то сказала, что работа никуда не уйдет, а вот общение с однокурсниками закончится, как только пойдешь работать, и что нужно ценить то время, которое вы проводите вместе посреди всех этих дедлайнов и домашек, потому что это круто и незабываемо. Это ни в коем случае не правило, но сама я в какой-то момент решила, что работа от меня не убежит, хотелось прийти к ней осознанно, а не торопиться за карьерой.
Л: Что оказалось наиболее сложным в процессе поступления? Что или кто помогло/помог тебе в этом?
Н: Возможно, я сделала не очень правильно, так как во время поступления на четвертом курсе я была в Нидерландах на обмене. Из сложностей могу назвать, например, отсутствие рядом научного руководителя или других профессоров, которые могли бы помочь. С другой стороны, мне помогал один профессор из Гронингена: он писал мне рекомендацию и давал советы. Но точно могу сказать, что из-за границы поступать было сложно. Спасало то, что у нас в РЭШ был четко скоординированный процесс поступления, я всегда знала, в какие сроки что подавать и т. д.
Чтобы меньше переживать из-за своего Statement of Purpose, я обратилась в NES Writing & Communication Center, и мы с Эшли Сквайерс оттачивали мое письмо до совершенства, за что я очень ей благодарна. С ней мы проработали не только грамматику, она еще и как-то наводила на правильно звучащие мысли. Возможно, это было одним из решающих аспектов в моем поступлении, кто знает. Кроме того, мне безусловно помогали поддержкой мои друзья.
Л: Кого из профессоров ты могла бы особенно выделить из тех, кто тебе помог на твоем пути?
Н: Конечно же, мне очень помог мой научный руководитель, Рубен Ениколопов. К примеру, мы с ним консультировались по поводу моей оптимальной стратегии поступления, что было невероятно важно. Как я уже сказала, Эшли и Андреа тоже очень сильно помогли мне. На курсах академического письма у Эшли я научилась грамотно строить мысли и приводить убедительные аргументы, поэтому в успехе всех моих последующих текстов есть ее заслуга.
Не могу не отблагодарить учебный офис, а именно Людмилу Медведеву и Наталью Петрову. Я им постоянно писала, уточняла что-то, и они всегда оперативно и обстоятельно отвечали. А на расстоянии это было очень нелегко.
Л: Как на твою жизнь повлияло то, что ты училась именно на Совбаке? Почему сделала такой выбор с самого начала? Какие плюсы программы позволили тебе стать тем, кто ты есть сейчас?
Н: Со школы я думала, что мне очень сложно выбрать одну отрасль. Я участвовала в олимпиадах по биологии, писала школьную газету – была разносторонней, и желания специализироваться не было. Но в какой-то момент я узнала про экономику: мне посоветовали прочесть книжку про экономику развития. Так как для меня всегда было важно помогать людям, видеть результат своих действий, хотелось бороться с бедностью и неэффективностью в развивающихся странах, я поняла, что экономика – это то, что мне нужно.
На Совместный бакалавриат я пошла как раз из-за возможности не специализироваться, ведь на программе можно брать столько разных курсов! Было бы круто, если бы во всех университетах был подобный выбор, потому что широкое образование подстегивает твой интерес к миру и не дает заузить концентрацию на одной маленькой отрасли.
Еще мне нравится, что у нас все предметы по выбору доступны студентам с разных курсов. То есть, ты можешь быть первокурсником и учить английский с ребятами с четвертого. Такое общение и передача опыта очень полезны.
Л: Есть ли какие-то ожидания касательно этого нового этапа твоей жизни?
Н: Стараюсь не строить ожиданий, чтобы не попасть в ловушку своих иллюзий. Нужно подготовиться быть не самым крутым. Такое происходит, когда ты лучший в школьном классе, потом приходишь на Совбак, а тут все были лучшими в своих классах, все талантливые и сообразительные. А дальше на PhD будут люди, лучшие в своих университетах, и все с разным бэкграундом. Поэтому будет большая конкуренция.
Кроме того, будет сложно уйти от камерного мира Совбака, потому что за четыре года сформировались те важные отношения и круг близких людей, которые давали силы и мотивацию двигаться дальше. Мы очень разные: кто-то сейчас идет в консалтинг, кто-то хочет заниматься современным искусством, а кто-то делает свой бизнес, и здорово, что мы могли познавать себя через призму друг друга. Стоит признать, то, что придется заново формировать социальные связи, является немного демотивирующим фактором. Конечно, там будут замечательные и интересные люди, но они будут другими, и к этому надо быть готовым.
Л: Что бы ты посоветовала тем, кто сейчас только выиграл Всероссийскую Олимпиаду Школьников и думает, что и как делать дальше?
Н: Я бы посоветовала не бояться пробовать все. Мы все такие молодые, амбициозные, и нельзя терять этот интерес к жизни. Пусть даже тебе нравятся такие, как кажется, несовместимые вещи, как дикая природа и экономика – можно пойти работать аналитиком в WWF и реализовывать себя там! Всегда найдется дело, которое будет по душе. Нет табу и закрытых мест, надо просто знать, на что ты способен и что тебе интересно. Пробовать, пробовать и не бояться!