• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
23
Июль

Почему свобода выбора важна: вторая «развилка» на пути студента-востоковеда

Почему свобода выбора важна: вторая «развилка» на пути студента-востоковеда

Есть и ещё один момент выбора: специализация. Специализация активно начинается на третьем курсе, но ее элементы есть уже и на втором.

Мы в Школе востоковедения считаем, что абитуриенту в 16-17 лет очень сложно понять, собирается ли он всю свою дальнейшую жизнь посвятить экономике Китая или традициям древней Месопотамии, изучать литературу древней Индии или политику и культуру современной Японии. Строго говоря, абитуриент чаще всего даже приблизительно не знает, чем занимаются те или иные области востоковедения, будут ли они востребованы на рынке труда, да и интересны ли они ему вообще. Заставлять делать ранний выбор в столь тонком и деликатном вопросе, требующем уже профессиональных знаний (все ли абитуриенты знают, чем гебраистика отличается от иудаики и можно ли в дальнейшем найти работу в области японской литературы или традиций древней Индии?) нам кажется просто нечестным.

А поэтому современная подготовка востоковедов построена по-другому. Сначала, на 1-2 курсе, студент приобретает ряд важнейших знаний и навыков о Востоке вообще, о методах и принципах востоковедения, о формах анализа азиатских проблем.

Уже на втором курсе студент сам выбирает одну из двух траекторий:

  • историко-культурное и политическое развитие стран Востока,
  • социально-экономическое развитие стран Востока.

Каждая траектория специализации – это 5-6 дополнительных курсов. Например, для историко-культурного направления, это – религиозно-духовные процессы, углубленное знание истории страны, политические процессы в странах Азии. Для социально-экономического – это экономические и бизнес процессы в регионе специализации (Китай, Япония, Корея, Ближний Восток), а также общеэкономические курсы.

Значит ли это, что студенты, специализирующиеся на историко-культурном направлении ничего не будут знать об экономике изучаемой страны? А востоковеды-экономисты – о религии и истории? Конечно, нет: всем студентам читаются общие курсы по этим направлениям. Разница лишь в углубленной специализации.

Это то, о чем мы уже писали: это комплексное востоковедение «устойчивое к будущему».

И выбор траектории специализации – самостоятельный осознаний выбор студента. Мы не навязываем студенту, каким направлением заниматься, не требуем от него прямо в момент поступления решить, хочет ли он, скажем, изучать традиционный Китай или экономику современной КНР, диктатуру средневековой Японии или цифровую японскую экономику будущего. У студента есть почти полтора года после поступления, чтобы сделать свой выбор.