Востоковедческая поездка в Санкт-Петербург
24-25 октября 2017 года во время осенней сессии группа студентов 2 курса ближневосточной секции Школы востоковедения отправилась в востоковедческую поездку в Санкт-Петербург.
Целью поездки было посещение музея Института восточных рукописей РАН, состоявшееся благодаря гостеприимству и помощи А.Л. Хосроева, а также знакомство с ближневосточными коллекциями Государственного Эрмитажа. Ниже приводятся небольшие отчеты студенток группы БВВ-167 Елизаветы Наумовой и Полины Жилкиной.
Елизавета Наумова (БВВ-167):
Многие события, которые мы впоследствии считаем лучшими, случаются неожиданно. Так, например, произошла поездка в Петербург осенью 2017 года. За неделю до начала осенней сессии Анна Алексеевна Рогожина, преподаватель нескольких дисциплин в ближневосточной секции, предложила посетить выставку «Нефертари и Долина цариц» в Эрмитаже. К своему счастью, я согласилась. Во-первых, ни одна экскурсия не была утомительной. Конечно, невозможно быть на ногах весь день и не устать, но интерес это перевешивал. Во-вторых, я увидела и узнала то, что не было доступно мне до сих пор. Я была в Эрмитаже три раза, и только на четвертый (этой осенью) добралась до византийского, иранского, древнеегипетского и других его залов. Я побывала в Институте восточных рукописей, куда невозможно проникнуть самостоятельно. Там увидела листок Корана восьмого (!) века и узнала, что подобные листы приобретались больными людей в качестве некого «амулета». Если человек умирал, лист хоронили вместе с ним, если поправлялся – оставляли или выбрасывали. А на выставке, посвященной Нефертари, вполне убедилась в том, что жители Древнего Египта – это не инопланетяне, а обычные люди, такие же, как мы. Например, среди просьб к богам ученые обнаруживают такие: «чтобы пиво было не очень кислым». Вполне простое желание, характерное для многих современных людей. В ходе этой поездки я поняла, что не зря выбрала Школу востоковедения. Если бы не получаемые здесь знания, я бы считала жителей Востока (как древнего, так и современного) далекими и чужими инопланетянами.
Полина Жилкина (БВВ-167)
Наша поездка в Санкт-Петербург и посещение обязательных мест для востоковеда не могли не оставить след в моей душе. Проходя по задам Государственного Эрмитажа, было приятно узнавать знакомые мотивы, понимать, о чем говорит преподаватель, рассказывая подробнее о том или ином экспонате. Особенно впечатлили залы, посвящённые Египту и Армении. Осматривая египетскую коллекцию, можно легко отследить, как менялись основные тенденции в искусстве этой цивилизации: от канонических угловатых и статичных изображений людей к более изощрённым, динамичным и человечным формам. Что касается зала, посвящённого армянским экспонатам, то стоит сказать, что таких искусных иллюстраций, как в Четвероевангелии 1395 года, представленном в музее, я ещё не видела. Самым приятным в этом зале была возможность прочитать надписи, выгравированные на сосудах и золоченых обложках книг. Не только прочесть, но и перевести некоторые слова на древнеармянском было хорошей наградой за проведённое над пособием по грабару время.
В первый день мы также посетили Институт Восточных рукописей, который, признаться, интересовал меня больше всего, пока я была в радостном предвкушении поездки. Богатая коллекция рукописей, хранящаяся под стеклянной витриной и в строгих рядах высоких шкафов, впечатляет. Но лакомым кусочком для ближневосточников стала копия Корана Усмана, страницу которой работник института любезно предложила показать. Кроме этого, нашему взору предстали различные варианты Евангелия на арамейском, грузинском, древнеармянском и т.д. А также страница из египетской Книги Мертвых.
Вечером второго дня мы посетили выставку «Нефертари и долина цариц». Слушая экскурсовода, было снова приятно отмечать для себя уже знакомые вещи и запоминать новые. Выставка получилась довольно насыщенной, по моему мнению. Здесь и косметические инструменты, и украшения, и различные статуи (в том числе несколько вариантов статуи богини Сохмет). Кроме того, большое количество богато расписанных саркофагов. Благодаря выставке мы не только освежили в памяти уже знакомое, но и узнали новое о расхищении гробниц, которое производилось поистине варварским способом.