• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На экскурсии в ГМИИ имени А.С.Пушкина

28 ноября, воспользовавшись неожиданно объявленным не учебным днем в честь дня рождения НИУ ВШЭ, студенты некоторых групп 1 курса Школы востоковедения под руководством А.А. Рогожиной отправились в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина для прохождения музейной практики.

Ниже приводятся отрывки из лучших работ, написанных первокурсниками по итогам изучения коллекций древнего Ближнего Востока.

Воробьев Владислав, 1 курс, секция Ближнего Востока

Изучение истории древнего Ближнего Востока невозможно без знакомства с памятниками материальной культуры эпохи. К сожалению, в России интерес к восточным древностям зародился значительно позже, чем в Европе, а потому наши музеи обладают относительно скромными коллекциями оных. Тем не менее, в ГМИИ имени Пушкина есть прекрасная экспозиция искусства Древнего Востока, собранная русским востоковедом-египтологом Владимиром Семеновичем Голенищевым.

Слепки с рельефов ассирийского периода: Ассирия и ее армия

Памятники древней Месопотамии также представлены в экспозиции музея. К сожалению, эта часть коллекции уже не так богата, и многие экземпляры — слепки с оригинальных находок. Множество из них относится к ассирийскому периоду. Так как наиболее ярким проявлением Ассирийской империи была ее превосходная армия, поддерживающая государство своей мощью, имеет смысл поговорить именно о ней.

Истинным шедевром ближневосточного военного искусства ассирийская военная машина стала после реформ царя Тигратпаласара III, коренным образом изменивших принцип формирования армии. Но до времен Тигратпаласара Ассирии оставалось еще больше ста лет. Но основы ассирийской армии были заложены задолго до него. В том числе это видно и из рельефов, которые относятся к 9 веку нашей эры. Они показывают ассирийскую армию во всем ее великолепном многообразии. На них мы видим колесницы, надутые бурдюки, предназначенные для эффективных переправ (и построения мостов!), и, самое важное — осадные машины.

Именно ассирийцам удалось открыть многовековое соревнование фортификационных сооружений и боевых машин. Осадные башни и тараны, которые они изобрели, позволили сильно повысить скорость захвата хорошо укрепленных городов. Мощь армии позволила Ассирии оправиться после катастрофического поражения от арамеев, а затем и создать первую империю в мировой истории. И именно в такой роли они и вошли в историю — в роли жестоких поработителей и могучих воинов.

Гукежев Инал, 1 курс, секция Ближнего Востока

Ассирийское государство

При одном лишь звучании слова «Ассирия» на ум приходят колоссальные жертвы, великие завоевания, жестокая политика как внешняя, так и внутренняя, широкое использование депортаций. Мое внимание привлекли изображения с тактиками атаки вражеских территорий, разработанных и четко отработанных войском Ассирии. В музее среди царей отмечен Ашшурнацирапал II, но из-за схожести исторической жизни Ассирийского государства осмелюсь приводить литературу времен Синаххериба. В «Анналах Синаххериба» освещается серия военных походов с подробным описанием их хода и последствий. Среди противников описаны следующие гос-ва: Касситская Вавилония, гос. образования на территории Загроса, Хеттское царство, Элам, халдейские земли. Жесточайшие расправы на поле боя, личное участие Синаххериба, сражающегося, как льва; богатая добыча и множество пленников – это те сведения, которые пронизывают этот литературный памятник. [1] Среди художественных оборотов встречаются сравнения воинов с дикими хищниками в контрасте с трусливыми созданиями (врагами), гиперболы, указывающие на огромные скопления крови и человеческих жертв, которые, скорее всего, не соответствуют реальности, но в глазах человека настоящего времени, пожалуй, таковыми являются. «…и с отборными воинами моей гвардии и беспощадными воинами моими я, словно тур могучий, во главе их встал…; …самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер…; …содрогнулось его сердце, как у болотной рыси…; …словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить. Я заставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались, как в реку. Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их словно травой, наполнил я землю…», - сообщает древний источник [2] . Теперь же обратимся непосредственно к военным особенностям войска ассирийского. Отличным примером успеха при осаде выступает следующий отрывок: «А Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо — 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону». [3]

Холодков Антон, 1 курс, секция Китая

Внешний саркофаг царского писца Имхотепа

Имхотеп - один из наиболее известных зодчих в Древнем Египте. Зодчих в Древнем Египте почитали как умнейших мудрецов, так что к Имхотепу, строителю небезызвестной пирамиды Джосера, относились с глубоким почтением как при жизни, так и после его смерти, вплоть до его обожествления (бог врачевания). Этикетаж в Государственном музее им. А.С. Пушкина относит создание саркофага к Птолемеевскому периоду Египта (IV-I вв. до н.э.), то есть за двухтысячный период истории Египта память об Имхотепе не угасла. Интересный факт - гробницу зодчего так и не нашли, хотя есть предположения, что она расположена в одной из Саккарских мастаб. Тем не менее, отклик об утрате знаний о захоронении Имхотепа приведен в стихотворении “Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой” [4] :

Процветает он, этот добрый властитель,

Прекрасный конец настиг его.

Одни поколения проходят, а другие продолжают существовать

Со вреден предков.

Боги, бывшие некогда,

Покоятся в своих пирамидах.

Благородные и славные люди

Тоже погребены в своих пирамидах.

Они строили дома —

Не сохранилось даже место, где они стояли,

Смотри, что случилось с ними.

Я слышал слова Имхотепа и Джедефхора,

Слова, которые все повторяют.

А что с их гробницами?

Стены обрушились,

Не сохранилось даже место, где они стояли,

Словно никогда их и не было…”

Исматова Лола, 1 курс, секция Ближнего Востока

Два экспоната из коллекции искусства Древнего Египта

Первый экспонат представляет собой фигуру льва, терзающего азиата, второй является рельефом с изображением трех азиатов. Я решила объединить эти два предмета, и дать им одно описание, так как, во-первых, они оба относятся к периоду Нового царства, а во-вторых, иллюстрируют азиатские народы, на которые Египет в это время начинает совершать завоевательные походы и которые представляются египтянам как отсталые варварские племена.

Азиатами древние египтяне называли народы, говорившие на семитских языках. Эти народы упоминаются как «бедуины» [5], «кочевники» [6], «бродящие по пескам» [7] . Они описываются, как бесчестные племена, нападающие тайком, без предупреждения. Ареал обитания их скуден, нет там обилия воды, земли их покрыты непроходимыми лесами и горами [8] . Кочевой их образ жизни египтяне описывают следующими словами: «Не сидит он на одном месте, ноги его бродят из нужды» [9] .

Из-за постоянных набегов кочевых племен с Востока, египтяне стали устрашаться их, подобно тому, как устрашались хищных зверей [10] . Как мы видим в некоторых письменных источниках, «азиат для Египта больше чем отвращение» [11] . Поэтому, как я считаю, первый экспонат наглядно показывает отношение египтян к азиатским народам: лев, олицетворяющий могущественную египетскую цивилизацию, раздирает азиата, пытается его поглотить, стереть с лица земли, и таким путем устранить все проблемы, исходящие от него.

В рассказе «Жизнеописания вельможи Уны» [12] есть сцена о войне с бедуинами. В ней можно ярко вообразить взаимоотношения Египта и соседних кочевых племен. Сокрушив бедуинские племена, фараон не может никак усмирить их, и покоренные народы регулярно поднимают восстания. Но каждый раз египетское войско возвращается с победой. Так, азиатские народы то набегами, то бунтами осложняли внутреннюю обстановку в государстве, и египтяне, как свирепые звери, готовы были проглотить их, чтоб подобным способом избавиться от них раз и навсегда.

Однако, не все древнеегипетские литературные тексты негативно отзываются о кочевых народах Азии. Например, в «Рассказе Синухе» [13] повествуется о доброте и радушие племен, бродящих по пескам. Когда Синухе сбежал в пустыню, он чудом не погиб от жажды. На его пути встретились бедуины, спасли его и вместе с ними он стал кочевать из одной страны в другую. Вскоре он попадает в страну Ретену (территории современной Сирии), где правитель принимает его с теплотой и гостеприимством, даже выдает свою дочь за Синухе и дарит им некоторые плодородные свои земли. Синухе советует правителю этой страны наладить отношения с египетским фараоном и прекратить стычки. Правитель Ретену и кочевники, спасшие Синухе в пустыне, олицетворяют азиатов, которые, как оказалось, не такие безжалостные, жестокие и ненавидящие египтян. Напротив, они тоже могут быть друзьями, могут быть отзывчивыми и беззлобными. Именно такие азиаты и представлены в выбранном мною втором экспонате. Если приглядеться, то можно заметить легкую улыбку на их лицах, приветливость и гуманность. Поэтому было бы неправильно утверждать, что все население Египта было настроено враждебно к азиатам, а все племена Азии были кровожадными варварами. В разный период и в разных литературных источниках дается различная картина этих взаимоотношений, и давать утверждение, что азиаты были для Египта «отвращением» во все времена и во всех письменных текстах, было бы ошибкой.

Холодкова Полина, 1 курс, секция Китая

Статуэтка богини Исиды

Изготовленная из бронзы статуэтка относится к периоду Позднего царства, т.е. - 26 династия, VII–VI века до н. э. Из курса истории восточных цивилизаций нам известно, что Исида – одна из главных богинь египетского пантеона. Эта богиня входила в Девятку (Эннеаду) богов. Исида для египтян – олицетворение женственности и материнства. «С эпохи Птолемеев Исида, главная богиня Александрии, стала также покровительницей мореплавания, ведь у египтян богов моря в древности не было. В античном мире она прославилась как самая популярная из древнеегипетских божеств, превзойдя даже славу своего мужа Осириса. Статуэтка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет богиню в менее популярном облике Исиды идущей.» [14] В сравнении с предыдущим экспонатом эпохи Нового царства, у данной статуэтки более четкие и пропорциональные части тела. Исида зачастую представлена либо со своим сыном Хором, либо со своим мужем Осирисом. На изображении слева, рядом со статуэткой Исиды, находится базальтовая статуэтка Осириса.

В сборнике «Поэзия и проза Древнего Востока» есть произведение «Плач Исиды по Осирису», в котором, согласно мифу, описываются переживания и боль Исиды по погибшему от рук бога Сета ее мужу Осирису: «Я — женщина, прекрасная для своего мужа, Жена твоя, Сестра твоя, Приди ко мне скорее!...»

Васянина Татьяна, 1 курс, секция Китая

Слепки с Аладламму из дворца Ашшурнацирапала II в Кальху

Возвышение Ассирии началось в I тысячелетии до н.э. При Ашшурнацирапале она стала самой сильной и значительной державой Передней Азии. Ашшурнацирапала перенёс столицу в Кальху (совр. Нимруд), где на возвышенной платформе был воздвигнут дворцовый комплекс. Статуи человекоголовых быков с крыльями и лапами/копытами охраняли входы во дворец, покои и дворы. Эти существа получили название «Аладламму» или «Шеду». При раскопках археологами было всего обнаружено 13 пар таких статуй. Аладламму выполняли функции охраны царского жилья и отражения нападков злых духов. Стоит отметить, что данные существа изображались 5-ти ногими: сбоку было видно только 4 ноги, а спереди две, так, чтобы проходящему мимо человеку бык виделся в движении.

В 2015 году ГМИИ им. А.С. Пушкина проводил акцию «Сохраните шеду» в поддержку сохранения разрушаемых памятников ассирийской культуры. В феврале – марте 2015 года боевики террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), уничтожили руины древнего города Нимруд. Террористы объявили памятники ассирийского искусства «ложными идолами», которые противоречат учению ислама. Среди уничтоженных памятников – 4 пары статуй человекоголовых быков шеду.

Селезнева Анастасия, 1 курс, К-6, секция Китая

Древний Иран

В этом зале мое внимание привлек ритон - древний ритуальный сосуд, предназначенный для ритуальных возлияний. Был найден в «Квадратном доме» дворца в Нисе, столице Парфии (Парфии соотносится с северо-восточным Ираном). К бытовым целям ритоны совершенно не приспособлены и это явно указывает на их ритуальное происхождение. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога. Сделаны они из слоновой кости, это очень тонкая работа, причём не только древних мастеров, создавших эти сосуды ещё в первом тысячелетии до нашей эры. (Предположительно — II век до н.э). Над сохранением этих сосудов потрудились и реставраторы, это ещё и их тонкая работа и даже подвиг во имя истории искусств. Когда ритоны обнаружили, они буквально рассыпались в прах. И в этот момент в Ашхабаде началось землетрясение (1948 год). Реставраторы, рискуя жизнью, держали эти сосуды в руках, потому что их нельзя было даже положить. Они были настолько хрупкими, что рассыпались от малейшей тряски.



[1] В.И.Кузищин. «Хрестоматия по истории Древнего Востока».

[2] Там же, стр.215, 217.

[3] Там же, стр.214.

[4] Брагинский И., Поэзия и проза Древнего Востока.

[5]Хрестоматия по истории Древнего Востока (часть 1), стр.22.

[6]Хрестоматия по истории Древнего Востока (часть 1), стр. 27.

[7]Брагинский И. Поэзия и проза Древнего Востока, стр. 41.

[8]Хрестоматия по истории Древнего Востока (часть 1), стр. 34.

[9] Там же.

[10] Там же , стр. 40.

[11] Там же , стр. 34

[12] Там же , стр. 21

[13] Брагинский И. Поэзия и проза Древнего Востока, стр. 38.

[14] Официальный сайт ГМИИ им. Пушкина, - http://www.arts-museum.ru