Годовая академическая стажировка в Японии: учиться мыслить «по-японски»
Богдан Градов, студент 4-го курса образовательной программы «Востоковедение», рассказывает о своем непростом опыте погружения в японскую культуру: коллективистское мышление, роботизированные медицинские операции и Новый Год в синтоистском храме.
В 2019-ом году мне удалось выиграть образовательный грант по российско-японской программе «Fostering Bridge Personnel between Russia and Japan on Life Care», благодаря которому я стал студентом Университета Токай в Японии на целый академический год. Специфика данной программы позволила мне выбрать не только курсы, непосредственно связанные с японистикой, но и дисциплины факультетов политики, экономики, права и даже здоровья. Так, на курсе по экологии мне довелось послушать лекцию приглашенного спикера об антарктической исследовательской экспедиции, а также обсудить проблему организации зон для курения со специалистами из международной корпорации Japan Tobacco. Стоит отметить, что такое включение в образовательный процесс наряду с обычными японскими студентами было, с одной стороны, серьезным вызовом и проверкой уровня владения японским языком, а с другой стороны, бесценной возможностью послушать устную и академическую речь, пообщаться в языковой среде.
Скучно не было никогда, несмотря на то, что весенний семестр пришелся на пандемию коронавируса. Практика по программе проходила в больнице университета Токай, где врачи и медсёстры провели экскурсию по отделениям и лабораториям, показали, как происходит работа с пациентами и даже как проводится роботизированная операцию по удалению рака. Близость к Токио (кампус расположен в префектуре Канагава) позволила быстро добираться до известных исторических локаций, побывать на колоритном костюмированном параде, организованном на Хэллоуин в Кавасаки, и встретить первое утро нового года в токийском синтоистском храме. Погружение в японскую культуру не было лёгким – настолько сильно отличаются мировосприятия в коллективистской Японии и более «западной», индивидуалистской России. Но, как говорится, только турист влюбляется по уши, профессионал же смотрит глубже на все достоинства и недостатки изучаемого общества. Я рад, что получил уникальный опыт не просто соприкосновения с иной культурой, но понимания самого механизма принятия решений «по-японски», и теперь надеюсь, что мне удастся грамотно использовать его в своей будущей учебной и профессиональной деятельности.