Первый курс на экскурсиях в ГМИИ им. А.С. Пушкина
В течение трех недель ноября 2022 года первый курс по уже сложившейся в Школе востоковедения НИУ ВШЭ традиции небольшими группами посетил экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина, посвященные древнему Ближнему Востоку. По итогам этого похода некоторые студенты подготовили творческие задания, в которых описали отдельные экспонаты музея и постарались поместить их в исторический и культурный контекст. Преподаватели курса особенно отметили некоторые из этих работ. Ниже приводятся (с небольшими сокращениями) отрывки из лучших эссе 2022 года. Фотографии экспонатов предоставлены авторами эссе; фотография амулета «Лягушка» взята с сайта ГМИИ, фотография шкатулки с изображением бычка – с сайта РИА Новости.
Александра Солнцева, группа Я-2
В качестве дополнительного творческого задания в рамках курса «История восточных цивилизаций» я вместе с остальными студентами посетила Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Объектами нашего внимания стали экспонаты из постоянной экспозиции музея, относящиеся к ассирийской и древнеегипетской цивилизациям.
Матвей Сёмин, группа Я-2
На протяжении истории на территории Ближнего Востока существовало множество разнообразных государств, но в древности самыми политически и экономически развитыми из них были Древний Египет и государства Древней Месопотамии. В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представлена богатая коллекция экспонатов, связанных с бытом, культурой и историей этих двух регионов. К созданию этого собрания приложил руку знаменитый востоковед В. С. Голенищев, положивший жизнь на собирание этой замечательной коллекции и имевший удивительный дар всегда отличать подделки от оригиналов.
Мария Колесникова, группа А-1
Статуэтка бога Хора
Известно, что в жизни древних египтян религия имела особое место. Река Нил и ее загадочные разливы, бескрайние пустыни, своеобразная фауна стали одними из основных источников возникновения египетского пантеона, боги которого зачастую имели черты зверей или птиц и отождествлялись с природными явлениями и стихиями. Религиозные воззрения жителей Древнего Египта нашли отражение в работах мастеров и ремесленников разных периодов цивилизации. Так, например, в греко-римский период, в IV в. до н.э. – первых веках нашей эры была создана статуя бога Хора в образе сокола.[1] Почему именно эта птица стала отождествляться с одним из наиболее ранних египетских божеств? Хор проявляется во многих божественных формах, некоторыми из которых являются следующие: бог неба (египетское слово “her” «тот, кто на высоте» рождает ассоциацию с парящим в небе охотничьим соколом; согласно мифологии, его правый глаз был солнцем, а левый – луной; пестрые перья на груди – звезды), бог царствования (с самого раннего династического периода имя фараона писалось на серехе, изображавшем Гора-сокола, что, возможно, указывало на правителя как посредника между небесным и земным царствами [2]. Пример: серех фараона Джета в Лувре, ок. 2980 г. до н.э. [3].
Как к Богу царствования, к имени Хора добавлялись различные титулы, одним из которых было «имя Золотого Гора», обозначавшееся иероглифическим знаком в виде сокола.[4] Возможно, поэтому рассматриваемый бронзовый экспонат позолочен.
Интересно, что в 77-78 главах «Книги мёртвых» написано о превращении души в «золотого и божественного кобчика…»[5], то есть в птицу семейства «соколиные»[6], что обеспечило бы «ба» бессмертие. Образ сокола нашел свое отражение и в других произведениях древнеегипетской литературы. Так, например, в «Повести Синухе» имя Сенусерта I украшено эпитетом «сокол»[7], что подчеркивает божественную природу царя.
На голове сокола изображен двойной венец фараонов с уреем, обозначающий власть Хора над всем Египтом. Упоминание бога Хора (или Гора) в таком одеянии упомянуто в одном из древнеегипетских мифов – в «Сказании о Горе Бехдетском, Крылатом Солнце»[8], где Гор в обличии бога солнца имеет вид «человека отменной храбрости, с ликом сокола, увенчанного белой короной, красной короной, двойной короной, с двумя уреями на его голове…».
Птица изображена в вертикальном положении. Такая стойка с течением времени стала стандартной, однако в наиболее ранние периоды Древнего Египта сокола изображали в двух измерениях в профиль, за исключением хвостовых перьев, которые были повернуты к зрителю согласно канонам египетской композитной перспективы. Иными словами, на ранних примерах можно увидеть, как птица наклоняется в боковом положении.[9]
[1] «Статуя бога Хора в образе сокола. Греко-римский период, IV в. до н. э. – первые века н. э.». Сайт ГМИИ имени А.С. Пушкина. (https://pushkinmuseum.art/data/fonds/ancient_east/1_1_a/1_1_a_6661/index.php?lang=ru , 05.01.2023 08:01).
[2] Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt (2003). P. 200-201.
[3] «Stèle cintrée ; Stèle du roi Serpent». Сайт Лувра (https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010012035 , 05.01.2023 12:11).
[4] Wilkinson. The Complete Gods. P. 201.
[5] М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта. СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000. Стр. 169.
[6] Сайт «Википедия», статья «Кобчик»:
(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B1%D1%87%D0%B8%D0%BA , 06.01.2023 11:12).
[7] А.А. Вигасин. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М, «Восточная литература» РАН, 1989. Стр. 34.
[8] М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М, 1996. Стр. 277.
[9] Wilkinson. Op. cit. P. 202.
Матвей Сёмин, группа Я-2
Математический папирус с задачей на вычисление объёма усечённой пирамиды
На формирование культуры Древнего Египта удивительным образом оказывала влияние не только религия, но и наука, чаще всего находившая себе практическое, нежели теоретическое применение. Наследие древних египтян, а именно пирамиды Гизы, заставило первых их исследователей задуматься об уровне развития архитектуры и, следовательно, математики и геометрии в Древнем Египте. Этот экспонат привлек моё внимание, поскольку своим существованием он доказывает, что древним египтянам были подвластны разнообразные математические задачи и действия, что свидетельствует о масштабности научных достижений. Этот исторический памятник – древнейший математический текст, пускай и не самый крупный.
Папирус попал в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина благодаря деятельности В. С. Голенищева, который приобрел его в Фивах в 1892 или 1893 году.
Благодаря изучению иератической системы письма, используемой в свитке, был сделан вывод о времени его создания: XIX в. до н. э., правление XIII династии, приблизительно 1850 г. до н. э. Тем не менее, американский египтолог М. Клагетт считает, что содержание папируса основывается на более ранних материалах, относящихся ещё к XII династии[1], а значит, Московский математический папирус – один из древнейших известных современности математических текстов. По содержанию он схож с более поздним памятником – папирусом Ахмеса (Папирусом Ринда)[2], который в наше время хранится в Британском музее. Папирус Ахмеса был создан тремя сотнями лет позже, и включает в себя большее количество задач[3].
В 1930 г. советский востоковед В. В. Струве исследовал папирус приблизительно 5,5 м в длину, и 3,8—7,6 см в ширину и разделил его содержание на 25 задач, к каждой из которых добавлены решения[4]. Самое большое внимание в папирусе уделяется геометрическим задачам, направленным на практическое применение. Распространены задачи «песфу», также встречаются вычисления производительности рабочих, решения уравнений, вычисления площади и объема геометрических фигур, первые в истории использования числа (равного для египтян приблизительно 3,16) для решения задач[5].
Египтологи и математики чаще всего интересуются именно четырнадцатой задачей Московского математического папируса (Математический папирус с задачей на вычисление объема усеченной пирамиды), ведь само её существование указывает на то, что древние египтяне умели находить объёмы не только тетраэдра, но и усечённой пирамиды[6]. Суть этой знаменитой задачи состоит в следующем: есть усеченная пирамида с квадратными основаниями, стороны которых равны 4 и 2 единицы, при высоте равной 6 единиц. Необходимо найти объём этого тела.
Несмотря на важность Московского математического папируса, он не единственный подобный исторический памятник. Для целостного анализа египетской алгебры и геометрии используются и другие математические тексты из Древнего Египта. Во многом этот экспонат заинтересовал меня тем, что расширил мое представление о быте древних египтян. В далекой древности, не имея технологий и широкой теоретической базы, они сумели создать систему счисления, научились выполнять разнообразные арифметические действия как с обычными числами, так и с дробными. Более того, египтянам были известны понятия площади, объема, геометрической и арифметической прогрессии – продвинутые термины, знакомые не каждому человеку. Таким образом, древние египтяне в повседневной жизни, ведя хозяйство, часто сталкивались с необходимостью математических манипуляций, что толкало их к изучению алгебры, геометрии и созданию подобных исторических документов. Немногие нации могут похвастаться таким уровнем развития науки в древние времена.
[1] Marshall Clagett. Ancient Egyptian Science: A Source Book. Volume 3: Ancient Egyptian Mathematics. Memoirs of the American Philosophical Society 232. Philadelphia: American Philosophical Society, 1999. P. 16.
[2] ПАПИРУСЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ // Большая российская энциклопедия. Том 25. Москва, 2014, стр. 255—256.
[3] А. Spalinger. "The Rhind Mathematical Papyrus as a Historical Document". Studien zur Altägyptischen Kultur. Helmut Buske Verlag, 1990. 17: p. 295–337.
[4] В.В. Струве , Б.А. Тураев.. Mathematischer Papyrus des Staatlichen Museums der Schönen Künste in Moskau. Quellen und Studien zur Geschichte der Mathematik; Abteilung A: Quellen 1. Berlin: J. Springer, 1930. §1: Die Rekonstruktion des Papyrus.
[5] Ричард Дж. Гиллингс, Математика во времена фараонов. М., 2011. 246—247 с.
[6] Wikipedia: Московский математический папирус.
Александра Солнцева, группа Я-2
Египетский амулет – лягушка или жаба
Исходя из информации, размещённой на сайте ГМИИ, данный амулет относится к додинастическому периоду, а временным промежутком его создания обозначено IV тысячелетие до н.э. Данный объект сделан при помощи резьбы по камню, а материалом для него послужила брекчия. В музей им. Пушкина экспонат поступил ещё в 1911 году[1]. Рассматривая данный предмет, необходимо обратиться к значению образа лягушки (или жабы) в Древнем Египте в целом. Лягушка считалась символом плодородия. Это тесно связано с тем, что после разлива Нила на земле вокруг оставалось много плодородного ила, за счёт чего египтянам удавалось вести хозяйство на таких засушливых землях. Более того, в связи с разливами реки земли становились более влажными, а это – крайне благоприятная среда обитания для лягушек и жаб.
С разливами Нила также связана древнеегипетская богиня Хекет, покровительствовавшая плодородию и деторождению, а также влаге и дождю[2]. Культ поклонения ей берёт своё начало в ранний додинастический период, что сходится с временными рамками, обозначенными для данного экспоната. Чаще всего в различных древнеегипетских источниках она обозначалась символом лягушки или изображалась в виде женщины с лягушачьей головой. Согласно мифам, Хекет помогала появиться на свет богам, выполняя роль акушерки. В мифе «Воскресенье и путешествие по Дуату» именно она была одной из богов, которые вдохнули душу в мёртвого Осириса, тем самым оживив его: «В воскрешении умершего принимали участие все земные боги, связанные с деторождением: Исида, Хатхор, Рененут, Бэс, Таурт, Мешент, Хекет и другие»[3]. Говоря о символизме образа лягушки, необходимо обратить внимание на то, что это животное земноводное, следовательно, связано со стихией воды, которая в свою очередь является олицетворением материнской утробы как знака зарождения жизни. На подобную символическую связь указывает также сам иероглиф лягушки, который в Древнем Египте обозначал зародыш человека. Стоит упомянуть роль Хекет в жизни древних египтян. Поскольку она является символом деторождения, женщины часто надевали амулеты с изображением богини во время родов или носили его на протяжении своей беременности. Жрицы данной богини считались хорошо обученными акушерками[4]. Итак, исходя из всего выше перечисленного, можно предположить, что этот амулет представляет собой изображение богини Хекет или, по крайней мере, связан как с ней, так и с темой деторождения или плодородия.
[1] Материал взят с сайта ГМИИ им. Пушкина, отдел Древнего Востока, коллекция Египет:
https://collection.pushkinmuseum.art/entity/OBJECT/439763?otdel=17&fund=11&index=3
[2] Robert A. Armour. Gods and Myths of Ancient Egypt. — American University in Cairo Press, 2001. P. 116.
[3] И. В. Рак. Мифы Древнего Египта. 1993 г. С. 172-173.
[4] М. С Стерликова. Семиозис культов богинь Древнего Египта, покровительствующих жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 101 (9) (2011). С. 294–298.
Юлия Кондратьева, группа Р-1
Фрагмент шкатулки с изображением бычка
В числе экспонатов основной экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина есть фрагмент шкатулки с изображением бычка. Причиной остановки моего выбора на данном артефакте, пожалуй, послужила аккуратность резьбы и её красота для работы такого раннего периода. Фрагмент принадлежит XIV веку до нашей эры и датируется приблизительно 1351-1334 годами до нашей эры, Амарнский период. Данный артефакт, как ясно из названия, является фрагментом шкатулки, скорее всего её крышкой. Фрагмент выполнен из дерева коричневого цвета с красноватым оттенком и украшен резьбой. Резьба выполнена аккуратно, проработаны детали бычка и растений, изображенных на основной части фрагмента. Также в верхней и нижней частях вырезаны орнаменты. Мне кажется, особого внимания заслуживают орнаменты верхней части фрагмента, так как рисунок довольно мелкий (на фотографии он практически не заметен). Стоит отметить, что резьба неглубокая и отличается плавностью линий, они не кажутся топорными. Также интересным, мне показалось, что светотень у бычка передана с помощью углублений, при чем они передают свет, а не тень. Изображение барельефное. Артефакт сохранился довольно хорошо, но есть небольшие повреждения. В верхней части фрагмента есть два повреждения, трещина вверху, немного справа и немного неровный левый край. В нижней части также есть трещина, в некоторых местах довольно глубокая.
Евгения Миндич, группа Р-1
Рельеф с изображением перевозки саркофага, дароносцев и «писцов войска»
Один из экспонатов египетской коллекции – подлинный рельеф с изображением перевозки саркофага, дароносцев и участников процессии – «писцов войска». Произведение было найдено в Саккаре - одном из некрополей, расположенных в районе первой столицы древнего Египта, Мемфиса. Рельеф был создан во времена XVIII династии, приблизительно в 1319-1292 годах до н.э. Материал, из которого выполнено произведение – известняк. Высота рельефа составляет 45 сантиметров, ширина – 60 сантиметров, а толщина – 6 сантиметров. В фонды музея экспонат поступил в 1911 году, то есть еще до официального открытия Музея изящных искусств в 1912 году[1].
Гробничные рельефы эпохи Нового царства по сравнению с произведениями этого жанра более раннего времени отличаются с одной стороны стремлением скульпторов к более реалистичному изображению, а с другой – к большей изысканности[2]. Перед созданием рельефа по штукатурке делался набросок, далее скульптор обводил его резцом по контуру и при необходимости исправлял дефекты. Одна из характерных черт этого периода – стены гробниц все чаще украшать изображениями, связанными с повседневностью, в том числе, с хозяйственной деятельностью. Сюжеты, связанные с загробной жизнью, оставались обязательными, в то время как выбор бытовых сцен зависел от социального статуса и рода деятельности умершего, поскольку эти сюжеты, с одной стороны, подчеркивали его социальный статус, а с другой – были свидетельством беспорочности его земной жизни. Скульпторы в свою очередь экспериментировали с новыми сложными позами и композициями. Больше внимания уделялось одежде и волосам.
Все эти тенденции можно увидеть на рельефе, представленном в Пушкинском музее. На переднем плане в правой части изображения находятся четыре женщины. На заднем плане с левой стороны изображены мужчины, несущие саркофаг. Мужчины изображены в перспективе, таким образом скульптор придал глубину плоскому рельефу. Одежда передана плавными линиями, проработаны волосы. Кроме того, можно предположить, что по контуру подолов одеяний и голов мастер проводил с более сильным нажатием на резец, так как линия в этих местах выглядит глубже. За счёт этого создается ощущение объёма. Все фигуры на рельефе изображены согласно традиционному египетскому каноническому стилю: голова и ноги изображены в профиль, а торс – в фас.
Похожий сюжет встречается в «Надписи Уни», письменном источнике, найденном в Абидосе. Надпись датируется периодом VI царской династии (XXIV-XXIII вв. до н.э.). Согласно тексту, Уни служил при трёх фараонах: Тети II, Пепи I и Меренре I. Титул, закрепившийся за Уни к моменту создания текста, звучит так: «Правитель Южного Египта, блюститель Нехена и Нехебена, наделенный властью, единственный друг царя, чтимый Осирисом, властителем западных (страна усопших)»[3]. Сцена перевозки саркофага в тексте фигурирует дважды. В первый раз по приказу Пепи I саркофаг перевозят из каменоломни в районе Мемфиса для самого Уни. Вельможа подчёркивает, что для слуги подобного никогда не совершалось, но его просьбу фараон исполнил, так как очень сильно любил Уни. Во второй раз саркофаг для Меренры I доставляет Уни. Он везёт его из Ибхета.
Таким образом, можно предположить, что сцена с перевозкой огромного каменного саркофага, представленная на рельефе из Саккары, должна была подчеркнуть высокий прижизненный социальный статус хозяина гробницы, его богатство и власть.
[1] Пушкинский музей [Электронный ресурс].
[2] Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. М., 1996.
[3] Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.
Александра Солнцева, группа Я-2
В качестве вывода хотелось бы отметить, что рассмотренные выше экспонаты, относящиеся к Древнему Египту и Древней Месопотамии, подтверждают тесную связь ранних цивилизаций с символизмом, мифологией и религией. Мифы и легенды в большинстве своём воспринимались народами того времени как истина, а существование богов и в целом божественной силы никогда не ставилось под сомнение. Религия людей периода древних цивилизаций была неразрывно связана с бытом, личной и социальной жизнью, сельским хозяйством или политикой протогосударств. Можно с уверенностью сказать, что поход в музей им. Пушкина оказался крайне полезным, интересным и познавательным, как для меня, так и для всех остальных студентов. Посещение экспозиции — это отличный способ расширить свой кругозор, получить больше знаний об изучаемых цивилизациях и погрузиться в быт и культуру людей того времени.