• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
19
Январь

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

58.03.01 Востоковедение и африканистика

Утверждение программы
15.07.2014 № 6.18.1-01/1507-07
Дата обновления паспорта
26.08.2024, протокол академического совета образовательной программы "Востоковедение" №1
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 300 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Не задано

Специализации

2023/2024 учебный год

Общество и культура стран Востока

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Политика и экономика стран Востока

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

2022/2023 учебный год

Общество и культура стран Востока

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Политика и экономика стран Востока

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

2021/2022 учебный год

Общество и культура стран Востока

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Политическое и экономическое развитие стран Востока

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

2020/2021 учебный год

Общество и культура стран Востока

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением

Политическое и экономическое развитие стран Востока

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Конкурентные преимущества программы

Образовательная программа «Востоковедение» – хорошо сбалансированная комплексная программа по изучению стран и народов Востока.

Одним из центральных образовательных компонентов программы является общий востоковедческий цикл дисциплин, в рамках которого всеми студентами изучается Восток в целом – особенности интеграционных процессов на Востоке, отношения России со странами Востока, деловая среда Азии, история восточных цивилизаций и др.

Кроме этого, при поступлении студенты по своему желанию выбирают региональную специализацию – Ближний Восток, Китай, Корея или Япония и в соответствии с выбранным регионом с первых дней обучения углубленно и интенсивно изучают как минимум один из восточных языков – арабский, турецкий, хинди, китайский, корейский или японский, а со 2-го курса – большое количество дисциплин, связанных с изучаемым регионом. Помимо этого, со 2-го курса студенты по своему желанию выбирают одну из предметных образовательных траекторий: «Политика и экономика стран Востока» или «Общество и культура стран Востока».

В процессе обучения много времени уделяется приобретению практических навыков работы с различными институтами в странах Востока, бизнес-моделям, анализу социально-политических процессов. Ряд курсов читается на английском, многие занятия ведут носители языка. Обучение можно продолжить на магистерской программе, осуществляемой совместно с рядом ведущих европейских и азиатских университетов. Выпускники ОП востребованы на академической, аналитической и практической работе, связанной со странами Востока и политикой России в этом регионе.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

В ходе реализации ОП “Востоковедение” большое внимание уделяется подготовке студентов к работе с разнообразными источниками информации на восточных языках. На основе этих источников студенты должны научиться давать экспертные оценки по разным актуальным вопросам жизни восточных обществ, предлагать свои прогнозы развития тех или иных общественных процессов и/или стратегии решения тех или иных практических задач взаимодействия со странами Востока. Эта экспертная деятельность предполагает умение студентов а) находить, анализировать и структурировать информацию по интересующей их проблематике, б) осуществлять квалифицированный и грамотный перевод необходимой документации и литературы; в) грамотно аргументировать и обосновывать свою позицию, г) наглядно и убедительно представлять результаты проделанной работы, д) редактировать и готовить к изданию научные труды и аналитические материалы.                                                                       

Выпускник ОП способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области, решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза. Немаловажная роль отводится умению оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности и работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач. Выпускник программы ­ способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества, способен работать в команде, осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде.                                                                                                             

Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных компетенций и профессиональных компетенций, установленных программой бакалавриата, обеспечивает выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность в сфере своей профессиональной деятельности.

Выпускник ОП способен в условиях быстрого развития предметных областей непрерывно обновлять собственные знания и умения, вести самостоятельный поиск новой научной информации и использовать разные стратегии перевода, переводческие приёмы, стилистические особенности разных типов текстов на русском и восточном языках в профессиональной переводческой деятельности, а также применять знания о национально-культурных особенностях речевого поведения носителей восточного языка, их обычаев, этикета, социальных и поведенческих стереотипов в профессиональной деятельности.

Характеристики образовательных модулей программы

Структура образовательной программы отражена в соответствующем образовательном стандарте, и состоит из следующих блоков: дисциплины общего цикла, профессиональный цикл дисциплин с базовой и вариативной частями, дополнительный профиль, блок практики, проектной и исследовательской работы. 

Обучение ведется по четырем основным направлениям.

Базовый профессиональный блок включает необходимые для знакомства с восточными обществами общевостоковедческие дисциплины, охватывающие проблемы истории, культуры, религии, политики и экономики. Базовые дисциплины рассчитаны главным образом на младшие курсы (первый и второй) и предполагают знакомство студентов­ востоковедов не только со спецификой выбранного ими изучаемого региона, но и других восточных обществ. ­

Вариативный профессиональный блок, в рамках которого студенты углубляются в изучение тех или иных сторон общественной жизни выбранного ими региона (культурно-­цивилизационные, языковые особенности, специфика мировоззрения и этикета, политическая культура, общественные институты, структура экономики, особенности ведения бизнеса и пр.).

Наряду с дисциплинами, посвящёнными изучаемому региону, в рамках вариативного блока,  студенты слушают дополнительные профессиональные дисциплины в выбранной ими области специализации (например, экономическая теория для студентов, специализирующихся на экономическом развитии изучаемого региона; политология для студентов, специальные исторические дисциплины для студентов, специализирующихся в области культуры изучаемого региона и т.д.).

На профессиональном уровне изучается основной иностранный восточный язык (корейский, китайский, арабский, турецкий, хинди, японский).  Изучение английского языка нацелено на развитие коммуникативных навыков студентов, умение вести дискуссию на профессиональные темы. 

Minor (майнор) - важная составляющая новой образовательной модели бакалавриата. В отличие от «мейджора» (major) (профессионального блока, дисциплины которого формируют профессиональные компетенции студента), Minor - это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления подготовки

Майноры предлагаются для выбора всем студентам в конце первого курса бакалавриата. Каждый студент обязан выбрать для изучения один майнор. Изучается майнор на втором и третьем курсе бакалавриата.

Одной из основных активных форм освоения профессиональных компетенций, связанных с решением тех типов профессиональных задач, к которым готовится студент, для программы бакалавриата является научно- исследовательский семинар (НИС), входящий в обязательную часть образовательной программы и продолжающийся на регулярной основе, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты - практики.

В рамках учебной (ознакомительной) и производственной (преддипломной) практик студенты учатся применять полученные в ходе учебного процесса знания, умения и навыки в реальной профессиональной среде. В ходе практики у студентов формируются и далее совершенствуются первичные профессиональные навыки, а также налаживаются связи с потенциальными местами трудоустройства.

В рамках проектной работы студенты образовательной программы «Востоковедение» принимают участие в прикладных исследованиях: разработке конкретной тематики, результатом которой может быть составление аналитических записок, бизнес-планов, документов аналитического или описательного характера и т.п.; организации мероприятий или сопровождении конкретного процесса.

Блоком, подводящим итог обучения, является написание и публичная защита ВКР по тематике, связанной с актуальными вопросами областей профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, и включает политико­-экономические, социальные, культурно-­цивилизационные, этно­конфессиональные, лингвистические, и прочие особенности стран и народов Азии.

 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Востоковедение»

Перейти к содержанию программы