Критическое мышление в японской системе образования: студент ОП «Востоковедение» Иван Тюленев выступил с докладом на научной конференции в Японии
9 марта 2024 года студент ОП «Востоковедение» НИУ ВШЭ Иван Тюленев принял участие в 45-й конференции Общества исследований образования в области японского языка и культуры Японии (яп. 日本語日本文化教育研究会第45回研究発表会).
На конференции присутствовало около 30 человек, слушатели и докладчики были родом из Индонезии, Словакии, Польши, Шри Ланки, Бангладеш, Японии, России. Уровень данной конференции очень высок, и обычно докладчиками выступают магистранты и аспиранты, но в этом году оргкомитет принял заявку и студента бакалавриата НИУ ВШЭ.
Доклад Ивана был озаглавлен «Проблемы преподавания критического мышления в высшем образовании Японии: с точки зрения японских и иностранных студентов» (яп. 日本の高等教育におけるクリティカル・シンキング教育の問題点 日本人学生と留学生の視点から考える).
Выступление длилось около 15 минут и сопровождалось презентацией. В основной части Иван представил данные, полученные в ходе опросов учащихся одного из японских вузов для выяснения их отношения к критическому мышлению. Студентам было предложено отметить наиболее частые сферы применения и самые сложные аспекты критического мышления, а также проблемы его преподавания в их университете. На основе анализа данных были сделаны выводы о специфике образа критического мышления для различных групп респондентов.
Доклад вызвал большой интерес, и после выступления Ивана много времени было уделено вопросам и комментариям. В публичной дискуссии с коллегами были подняты такие актуальные темы, как критические методики преподавания иностранных языков, многообразие образовательных культур, «обучение дебатами» (яп. ディベート教育) и пр. Событие завершилось душевным неформальным застольем, благодаря которому участникам удалось еще ближе познакомиться друг с другом.
Перед мероприятием Иван вступил в научное сообщество данной конференции и будет стараться поддерживать связи с новообретёнными коллегами даже после возвращения из Японии. Представленный на конференции доклад, в свою очередь, послужит подспорьем для его дальнейших исследований системы образования современной Японии.