• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с Александром Батищевым, выпускником образовательной программы «Философия»

В рамках проекта «Интервью с выпускниками ФГН» выпускник бакалаврской программы «Философия» Александр Батищев рассказал студентам факультета гуманитарных наук чем именно может помочь философское образование в жизни.

Интервью с Александром Батищевым, выпускником образовательной программы «Философия»

Один из главных вопросов, который часто слышат студенты философских направления «Кем же ты будешь работать?». Существует миф, что такое образование не сильно помогает при трудоустройстве. Выпускник бакалавриата философского направления ВШЭ, библиотекарь и психолог Александр Батищев рассказал об особенностях обучения и о том, чем именно может помочь философское образование в жизни.

 - Александр, расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали именно философское направление и именно в Вышке?

- Это очень интересная история. Когда-то, давным-давно, я заканчивал школу. Такое случается рано или поздно с каждым, вне зависимости от приложенных усилий. Когда встал вопрос о поступлении, я уже представлял, куда я хочу поступить в плане вуза. Один уважаемый мной преподаватель очень советовал ВШЭ, если я хочу именно учиться и получать знания. Но на тот момент я еще не определился со специальностью. Я гуглил, выяснял, просвещался и, в какой-то момент, поучаствовал в многопрофильной олимпиаде. Когда я занял призовое место, которое дало возможность поступления без экзаменов на факультет философии, я задумался: с одной стороны, я мог пройти на ГМУ, с другой стороны было гарантированное поступление на философский факультет. Изначально я был нацелен именно на госслужбу. Я был в растерянности и понял, что мне нужен знак от вселенной, чтобы разрешить это серьезный выбор. Когда я адресовал свой вопрос в пространство, внимание привлек мой школьный дневник, находящийся в невообразимом хаосе комнаты. Я открыл его на случайной странице, и на чистом развороте без расписания и оценок было только одно домашнее задание – доклад на тему «Что такое философия». Сейчас я понимаю, что вселенная мне искренне рекомендовала посмотреть на то, что такое философия, и подумать не трижды, а пять раз над своим выбором. Но на тот момент знак был очевиден. Я поступил на философский, и положа руку на сердце могу сказать, что ни дня не пожалел.

- Какие впечатления в целом у вас остались от обучения?

- Впечатления остались приятные. Я с теплом вспоминаю и свой курс, и наших преподавателей. Это было такое аутентичное студенчество, в котором были и песни-пляски с одной стороны, и страшные сессии, преподаватели с другой. Пожалуй, только одна деталь отошла от какого-то набора мифов и легенд о студенчестве: с каждым годом учиться становилось все труднее. В силу того, что материал становился качественно сложнее и его количество возрастало. Философия – это такая штука, которая изменяет саму модель мышления. Начиная с определенного момента каждый кусочек материала как будто приумножается, и там, где кто-то видит одну идею, ты уже видишь три, там, где кто-то видит три или пять вопросов, ты уже видишь десяток. Не только количество материала было объективно увеличено, но и видение этого материала было субъективно углубленно к концу обучения. Это было очень непривычное и новое ощущение. Это один из эффектов обучения на философском, который я могу отметить.

- Можно ли говорить о том, что какое-то направление или предмет во время обучения привлекали больше Вашего внимания, чем остальные?

- Я не любил высшую математику на первом курсе, и логика давалась с трудом. А вот содержательные дисциплины, где мы как раз учились задавать вопросы, такие как онтология или историко-философский курс мне нравились. История философии преподносилась нам не набором сухих фактов, но демонстрацией некой глубокой взаимосвязи философских систем. Это меня радовало.

- Поменяло ли обучение на философском факультете Ваше отношение к себе\миру\другим людям?

- Мировоззрение действительно несколько изменилось. Начну с сухих определений. Одна из функций философии – мировоззренческая. И мировоззрение было изменено, но оно менялось не так, как это обычно себе представляют, будто бы ответы можно получить, лишь прочитав философский трактат, не задаваясь вопросами. Нет, философия не так работает. В рамках философии ты в худшем случае задаешься вопросом, и в ходе размышления находишь какие-то ответы, а в лучшем случае вопрос становится бессмысленным, потому что меняется система, породившая его. Как говорил Эйнштейн, разум, породивший проблему, не может ее решить. Так вот, философия наносит удар по самим основаниям разума, заставляет разум взламывать самого себя. И в таком взломанном состоянии прежние вопросы отпадают, теряют смысл, рассыпается система, в рамках которой они могут существовать, формируется новая система и новые вопросы. Эти вопросы могут очень сильно отличаться от какого-то исходного направления поиска, и пока этот поиск осуществляется уже не до прежнего Я и не до прежнего мира. Также благодаря этому стало легко учиться чему бы то ни было. Всякий серьезный навык влияет на личность, которая этому навыку обучается. Философский дискурс за счет того, что он разбирает на кусочки твой прежний разум, вырабатывает навык этого разбора. И всякий раз, когда нужно впустить какое-то знание или умение себе в голову, у тебя уже есть навык открывания дверей разума, метафорически говоря. И с каждым разом это делается все легче и легче.

- Участвовали ли Вы в каких-либо внеучебных организациях?

- Со внеучебной деятельностью было сложнее, потому что большая часть моей досуговой активности протекала за пределами университета. Тем не менее, я могу отметить, свой вклад в зарождение школы Осмысленный мир. Я на тот момент был в хороших отношениях с основателями школы, и над основными идеями мы думали вместе, а первый её логотип был нарисован рукой очень близкого мне человека.

- Расскажите о своей исследовательской деятельности.

- Мои исследования по большей части носили прикладной характер и были направлены на прояснение каких-то личных вопросов. Я, на данный момент, к несчастью, не могу похвастаться какими-то изысканиями, которые могли бы быть прагматически полезны. С другой стороны, если вы спросите у пары-тройки моих друзей, чем занимается Батищев, они наговорят кучу всякой ерунды, которую почему-то все считают полезной. Будучи философом, точнее будучи на философском факультете (все-таки Владимир Натанович был прав, нет такой профессии – философ), я в первую очередь исследовал себя. Сейчас у меня есть ещё психологическое образование, теперь я вновь исследую себя, но и других тоже. Теперь у меня есть больший выход к практике. Недавно кстати был случай, когда я сильно почувствовал дыхание философского факультета. Мне нужно было прояснить глубинный психологический момент, и я полез в Юнга, там был достаточно метафизически заряженный трактат, и, если бы я не умел мыслить как философ, я бы попал в это сплетенное слово как мотылёк, и там же бы и сгорел.

- Участвовали ли Вы в стажировках вне Вышки?

- Как сейчас помню, производственную практику на третьем курсе мы проходили на базе РАНХиГС. Там была религиоведческая конференция, и вот там мы расхватали самую разную деятельность. С однокурсником мы брали интервью у одного американского профессора, который занимается историей русского православия. Две ночи подряд готовили стратегию, писали вопросы, спали очень мало и уже перед началом конференции поняли, что смысла писать вопросы по-английски не было никакого, потому что человек, двадцать пять лет занимающийся историей русской церкви, говорит по-русски, возможно, лучше нас самих. Собственно, первой его репликой было «Добрый день, ничего страшного если я буду говорить по-русски?». Занавес.

- Продолжили ли вы обучение после бакалавриата?

- Да, я отправился в магистратуру МГППУ по направлению практическая «Этнопсихология». Я еще с психологических курсов в бакалавриате чувствовал интерес к этой дисциплине. Меня всегда очень интересовали психологические и метафизические учения. И я решил ознакомится с тем, что непосредственно называется психологией сначала в пределах университета, а затем я получал еще практико-психологическое образование. Это серьезно увеличило мои познавательные ресурсы. Справедливости ради, было много шероховатостей, которые «взрывали мозг» девочкам после психологического бакалавриата, а для меня были абсолютно понятны и естественны просто потому, что на философском мы это обговаривали. Например, тот факт, что практические дисциплины имеют очень слабое родство с наукой.

- Поступали сразу после бакалавриата, или у Вас был gap year?

- Была небольшая передышка. Был год, когда я не учился. От образования меня отталкивала необходимость писать много текстов, а они даются мне не легко.

- Расскажите подробней про работу в библиотеке. Чем вы занимаетесь?

- Легче перечислить чем я здесь не занимаюсь. Пока что я не занимаюсь здесь психологическим консультированием, но не долго осталось до того момента, когда я стану штатным психологом и начну консультировать и здесь. В первую очередь я вижу суть своей деятельности в общении с читателями и их консультировании с позиции библиотекаря, и поддержании порядка через это общение. Библиотека достаточно оживленное место, где находится множество разных людей и, во-первых, эти люди далеко не всегда сходятся характерами между собой, а во-вторых, будучи открытым пространством мы не имеем права не пускать людей. Даже деклассированные маргинальные элементы. Я вижу свою задачу, в том числе, в том, чтобы находить мирные решения и урегулировать конфликты еще до их появления. Таким образом в библиотеке создается хорошая рабочая атмосфера.

- Библиотека им. Ф.М. Достоевского находится рядом с корпусами ВШЭ. Часто ли сюда забредают студенты Вышки и как вы считаете популярно ли сейчас посещение библиотек среди студентов.

- По-моему, восемьдесят процентов наших читателей это или студенты, или лицеисты Вышки. Очень люблю иметь с ними дело, особенно они очень смешно реагируют, когда начинаешь шутить про Дубки. Глядя на то, что творится у нас, я бы сказал, что посещение библиотек - это достаточно модная и распространенная практика.

- А как вы устроились в библиотеку?

- Это была история, похожая на историю моего поступления на философский факультет. Вакансию, первоначально в библиотеку им. А.А. Дельвига, я нашел на хедхантере, приехал на собеседование. Меня встретила прекрасная рыжеволосая женщина и она, собственно, отправила меня сюда. Как только я зашел, сразу понял, что это мое.

-  И Вы также работаете как психолог, правильно?

- Да. Раньше это была «кухонная» терапия, а сейчас, когда у меня есть все необходимые бумаги, я могу официально консультировать людей, чем и занимаюсь в свободное от работы время. Пока что это скорее хобби, а не полноценная работа.

- Есть ли у Вас любимый философ или философский трактат?

- Недавно была история. Мы с хорошей подругой сидели и пытались понять, что происходит в пределе нашей компании. Почему личные отношения, несмотря на всю свою успешность, не складываются, а некоторые, несмотря на всю свою деструктивность продолжают существовать и происходить. Мы, через наблюдение, через некоторый опыт и анализ, приблизительно разобрали как работает влюбленность. Пока мы это разбирали, мною владело не передаваемое чувство дежавю. Где-то я уже вот ровно эту же самую идею видел. После я вспомнил, что примерно две с половиной тысячи лет назад, примерно то же самое написал замечательный Платон в диалоге «Пир». Несмотря на то что современность дружно на многие голоса в унисон смеётся как над этим мужиком, так и над его диалогом. На самом деле там очень тонко и метафорично расписан механизм, который как работал две с половиной тысячи лет назад, так и сегодня работает. Вне зависимости от того что там люди о себе возомнили. Я очень люблю античную философию и Платона в особенности.

- Вы уже упоминали что философская база помогла Вам в дальнейшем обучении, но в целом и общем, значим ли тот багаж для Вашей будущей практики?

- Значим. Абсолютно. Современная психология насчитывает более семисот, а то и более девятисот методов практической психотерапии. Я обучался эриксоновскому гипнозу, который построен на широком использовании сказок и метафор. В общем то философия представляет очень богатый материал. Не говоря уже о том, что было упомянуто выше, это еще и очень богатый материал метафор, которые имеют самое ближайшее отношение к тому, что происходит у человека в голове и в сердце.

- Могли бы Вы дать совет нынешнему поколению студентов школы философии?

- Помимо немедленно забрать документы? (смеётся) У меня есть два совета. Во-первых, за неочевидностью связи философия очень часто уводит в даль от повседневности. Нет. С лупой, с микроскопом, с лакмусовыми бумажками – ищите, ищите связь с повседневностью, потому что этим все пропитано, на этом все построено. Есть подвальные этажи у здания, но всегда есть фундамент, который обуславливает возможность самого здания. Вот это философия. Ищите этот фундамент, доискивайтесь. Он там есть. Его осознание очень сильно поможет. Во-вторых, ищите и доискивайтесь своих желаний. Это важно. Сказано было греками «Познай самого себя», это справедливо и по сей день.

 

Федор Галушко

Екатерина Богданова

София Калинычева