• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Этика

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Этика"; предназначен для студентов философских специальностей, что предполагает, с одной стороны, углубленное изучение основных этапов в становлении этики как дисциплины в структуре гуманитарного знания с акцентом на ее междисциплинарном характере, а также на исторических, культурных, социальных условиях и особенностях ее развития на Востоке и на Западе в различные периоды; с другой стороны, освоение категориального и методологического аппарата этики, необходимого для его корректного использования в дальнейшем в образовательных и научных целях, в том числе, для проведения так называемой "этической экспертизы". Ряд тем будут посвящены этическим вопросам применения искусственного интеллекта (ИИ), в том числе проблемы академической честности, этической экспертизы, прозрачности, конфиденциальности, доступности и дискриминации. Отдельные задания в рамках данных тем предполагают использование моделей генеративного ИИ для демонстрации рисков и этических ограничений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Этика» являются: 1) создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения; 2) уяснение методологической роли этико-философского знания; 3) ознакомление с основными вехами в истории философской этики; 4) ознакомление с актуальными проблемами современной прикладной, в том числе, профессиональной этики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание и понимание особенностей возрожденческой культуры в контексте гуманистической этики эпохи, а также теоретических и практических причин формирования новых канонов нравственного поведения
  • Знание и понимание особенностей мусульманской культуры, в том числе, деловой этики, а также специфики трактовки основополагающих этических категорий и формирования нравственных норм в исламе в отличие от других монотеистических религий
  • Знание особенностей корпоративной этики средневековых монашеских орденов и ее отличий от рыцарской этики. Понимание причин трансформации полисной античной морали в средневековые ее формы
  • Знакомство с основными идеями древнегреческой и древневосточной этических традиций. Понимание причин их исторического и культурного своеобразия, умение вычленить «этическое» в совокупности религиозных представлений и иных мировоззренческих установок «древних»
  • Знание и понимание ключевых критических теорий в отношении нормативных нравственных программ, умение критически переосмысливать новые веяния в западноевропейской этической теории и понимать их социально-политические и духовные основания
  • Знание и понимание особенностей христианской культуры, в том числе, деловой этики христианина, эволюции в «христианских» представлениях об основополагающих этических категориях христианина
  • Знание и понимание социальных, политических и духовных причин «Реформации», целей переосмысления религиозной этики и культуры, анализ причин возникновения новых форм трудовых отношений и переосмысления ценности человека и его поступка в данном контексте
  • Знание основных положений этической теории Франклина и их теоретических и практических истоков, а также прикладного значение его теории для дальнейшего развития эгоистической морали и практической этики
  • Знание практических и теоретических истоков этики как философской дисциплины и как нравственной доктрины, понимание места этики в структуре философского и протофилософского знания, взаимосвязь этики и политики
  • Понимание внутренних для западной культуры процессов, приведших к трансформации этического знания в Новое время, переориентации на «светскую» этику; понимание причин углубляющейся взаимосвязи между этикой и политикой, значения этики для теории общественного договора; понимание истоков и своеобразия «добродетельной» эпистемологии
  • Понимание предметного своеобразия этики, оснований для признания этического знания как требующего логического и ценностного обоснования, понимание места и роли этики в структуре философского знания и культуры в целом
  • Понимание прогрессивных идей просветителей и способность критически отнестись к наследию Просвещения в понимании добродетели и прогресса человеческого разума в контексте философии на рубеже веков. Знание основных этических доктрин и основных их взаимных контраргументов
  • Умение различать общечеловеческую универсальную мораль и мораль прикладную; понимание значения нравственных дилемм как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни; формирование принципов прикладной этики как условия возможного непротиворечивого совмещения универсальной и частной морали
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет этики. Мораль, ее основные характеристики
  • Тема 2. Архаичная мораль и мораль Древнего мира
  • Тема 3. Этические учения осевого времени
  • Тема 4. Этическое учение христианства
  • Тема 5. Этос средневековья. Монашество. Рыцарство
  • Тема 6. Этика ислама
  • Тема 7. Этические концепции эпохи Возрождения
  • Тема 8. Этическая составляющая Реформации
  • Тема 9. Этика Б. Франклина
  • Тема 10. Философская этика Нового времени
  • Тема 11. Философская этика конца 18 — начала 19 веков
  • Тема 12. Философская этика 19-20 веков
  • Тема 13. Профессиональная и универсальная этика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • блокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.18 * Активность на семинарах + 0.18 * Активность на семинарах + 0.4 * Устный экзамен + 0.24 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аристотель. Евдемова этика. - М., 2005. - 448 с. ISBN 5-9540-0025-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346442
  • Конфуций, -.  Суждения и беседы / Конфуций ; переводчик П. С. Попов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 167 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-10278-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429670 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Профессиональная этика: Учебное пособие / Плотникова А.Л., Родионова О.Г., Вотинов А.А. - Самара:Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - 120 с.: ISBN 978-5-91612-137-7
  • Руссо, Ж.  Об общественном договоре или принципы политического права / Ж. Руссо. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 146 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06412-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441987 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Декарт, Р.  Правила для руководства ума / Р. Декарт ; переводчик В. И. Пиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 97 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07153-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/422145 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Носов Дмитрий Михайлович
  • Углева Анастасия Валерьевна
  • Лечич Никола