• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия логики и индуктивные методы познания

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс, включающий изучение философских проблем логики и логических проблем философии, направлен на совершенствование аналитической культуры студентов, овладение ими логическими методами философского исследования, углубленное понимание роли логики в современной философии, семиотике, когнитивистике и других дисциплинах логического цикла. Кроме этого, в задачи курса входит ознакомление студентов с современным уровнем логического изучения индуктивных и правдоподобных рассуждений и с применением концептуального аппарата современной теории вероятностей для анализа такого рода рассуждений. Актуальность курса для студентов-философов обусловлена тем, что в нем затрагиваются такие философские темы, как проблема оправдания индукции, скептицизм и индукция, границы логики, природа вероятности, причинность и детерминизм, роль индукции в научном познании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина предназначена знакомства студентов с базовыми философскими представлениями, которые лежат в основании логических систем. Она позволяет увидеть место логики в системе философского знания и оценить связь логики с другими дисциплинами философского толка. Как любой аналитический курс, она развивает навыки правильного мышления и анализа рассуждений. Данная дисциплина читается на 2 курсе и для начала освоения предполагает, что студенты прослушали вводный курс логики;
  • формирование у студентов-философов навыков критического мышления и обоснованного рассуждения;
  • расширение спектра логических знаний у студентов-философов посредством включения в него исследований по индуктивной и вероятностной логике;
  • демонстрация тесной связи исследований по индуктивной и вероятностной логике с проблемами в философии науки, эпистемологии, философской логике;
  • развитие практических навыков решения логических задач и выполнения упражнений по индуктивной и вероятностной логике;
  • обучение студентов четкому распознанию логических ошибок и просчетов в индуктивных рассуждениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знаком с критерием инвариантности Тарского и принципом онтологической нейтральности Куайна.
  • знаком с основными понятиями теории речевых актов
  • знаком с основными этапами становления логической семантики
  • знаком с содержанием теста Тьюринга и аргументов "китайской комнаты" Дж. Серля
  • вычисляет эпистемическую и индуктивную вероятность с помощью аксиом и теорем исчисления вероятности, решает задачи на применение теоремы Байеса
  • излагает суть проблемы индукции, анализирует и оценивает основные подходы к ее решению, анализирует и оценивает основные парадоксы подтверждения
  • определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
  • отличает индуктивные умозаключения от дедуктивных, определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
  • различает случаи употребления понятия вероятности в его эпистемологической или эмпирической трактовке
  • различает, какой из миллевских методов установления причинно-следственных связей был применен в той или иной исследовательской ситуации, определяет необходимые и достаточные условия некоторого явления с помощью миллевских методов в экспликации Г.Х. фон Вригта
  • сравнивает различные (классическую, логическую, персоналистскую и частотную) интерпретации вероятности по их перспективам в построении вероятностной логики
  • Понимает связь проблем логики с проблемами эпистемологии
  • Знаком с основными направлениями философии логики
  • Способен применить знания формальной логики для решения философских задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2.1. Философия логики. Становление и развитие логической семантики.
  • 2.2. Философия логики. Философские проблемы обоснования логики.
  • 2.3. Философия логики. Выразительные, вычислительные и дедуктивные возможности формализмов.
  • 2.4. Философия логики. Основы логической прагматики. Теория речевых актов и ее альтернативы.
  • 2.5. Философия логики
  • Тема 1. Предмет индуктивной логики
  • Тема 2. Виды индуктивных (правдоподобных) рассуждений
  • Тема 3. Проблема индукции
  • Тема 4. Миллевские методы установления причинных связей
  • Тема 5. Основные концепции вероятности
  • Тема 6. Исчисление вероятности
  • Тема 7. Основные интерпретации вероятности и их применение при построении индуктивной логики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа по теме "Философия логики"
    Контрольная работа проводится на последнем семинарском занятии.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен предполагает ответ на два теоретических вопроса – один вопрос по теме «Философия логики» и один вопрос по теме «Индуктивные методы познания».
  • неблокирующий Контрольная работа по теме "Индуктивные методы познания"
    Контрольная работа проводится на последнем семинарском занятии и длится 2 академических часа. Контрольная работа содержит практические задания и упражнения.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Контрольная работа по теме "Индуктивные методы познания" + 0.2 * Контрольная работа по теме "Философия логики" + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Онтологии для Абеляра и Элоизы, Драгалина-Черная, Е. Г., 2012

Авторы

  • Драгалина-Черная Елена Григорьевна
  • Макеева Лолита Брониславовна