Интервью с академическим руководителем ОП «Философия» Е. Г. Драгалиной - Черной
В рамках практики-2019 студентами 3 курса было взято интервью у академического руководителя ОП «Философия» Е. Г. Драгалиной - Черной
- Сегодня содержание программ философского образования очень разнится, как в отдельных странах, так и внутри нашей. В связи с этим мы решили провести опрос: как выглядит идеальное философское образование. Начать мы бы хотели с формы занятий. Существует мнение о том, что идеальное философское образование предполагает прямой диалог между преподавателем и учеником, а сейчас у нас группы по 30 человек. Как вы считаете, влияет ли это на качество образования? На понимание материала? И какое количество человек в группе идеально?
Безусловно, размер группы влияет на качество образования, и это относится к любому образованию, но к философскому в особенности. Почему-то считается, что изучение языка должно вестись в малых группах, а философию можно транслировать на большие потоки. Насколько в этом отношении философское образование отличается от другого, скажем, математического? В принципе, чтобы научиться математике, нужно со своим преподавателем шаг за шагом, скобку за скобкой выписывать. В определенном смысле это ремесло, которое нужно передать из рук в руки. Философские аргументативные техники – это тоже ремесло, которое не просто передается от мастера к ученику, а со времен Сократа рождается в их диалоге.
- Сейчас в противовес обычным семинарам и лекциям вводится формат интернет-занятий, интернет-лекций, конечно, есть и свои плюсы, и свои минусы. Как вы считаете, этот формат вообще применим к философскому образованию? Есть ли какие-то возможности его улучшения?
Это актуальный вопрос, который я бы скорее адресовала студентам. Я думаю, что полезно было бы организовать встречу, может быть, конференцию со студентами, чтобы поговорить на эту тему, обсудить достоинства и недостатки онлайн-образования. У нас бытует мнение, что лекции в обычном формате умерли, что там мёртвые студенты и преподаватели, в то время как креативные исследователи где-то в виртуальной реальности прокладывают интересную им персональную навигацию. Да, конечно, студент может не прийти на лекцию или проспать половину, но совсем не исключено, что лекция отличная и он с интересом и пользой прослушает всё от начала до конца, да к тому же задаст по ходу вопросы. А если лекция скучная, то студент тем более не будет слушать её онлайн. Это всегда вопрос качества. Хотя с онлайн курсами возникают дополнительные специфические проблемы, обусловленные сложностью их обновления, специализации для определенной аудитории и наличием эксклюзивной (не всегда открытой) информации именно для этой аудитории, и, наконец, профессиональными перспективами лектора, записавшего курс, и его ассистентов. Меня беспокоит и такой, казалось бы, второстепенный вопрос, как шутки. Витгенштейн говорил, что хорошая философская работа может целиком состоять из шуток и не быть при этом смешной. Но шутить на камеру невесело.
- Также появляются не только онлайн-курсы, но и другие необычные формы семинарской работы. Вы сами проводили подобные эксперименты? Думаете, имеет ли смысл добавлять разнообразие в учебную программу таким образом?
Я не проводила занятия в форме игр. Хотя это, безусловно, может быть увлекательно как для студентов, так и для преподавателя. Допустим, ролевые игры «вы – Платон, вы – Аристотель» интересны с точки зрения аргументации. Или, скажем, диспуты в схоластическом формате: «комментарий – аргумент – контраргумент». Преподаватели на нашей программе с успехом проводят такие игры, которые полезны не только для овладения аргументативной техникой, но и для понимания «изнури» того или иного философского стиля.
- А допустим, наша программа почти идеальна составлена. Посредством чего ее можно совершенствовать? Обратная связь со студентами?
Обратная связь есть. Прежде всего в виде студенческой оценки преподавания. Вам может иногда показаться, что реакции на эту оценку нет. Но на самом деле административные механизмы просто медленно работают. Например, только сейчас я получила результаты по прошлому модулю и увидела, что для нынешних четверокурсников оказался слишком сложным третий модуль. Дело в том, что там сошлось все сразу: большое количество сложных дисциплин, строгие преподаватели, много экзаменов. Отчасти это объяснимо тем, что модуль завершает весь цикл обучения на программе, но мы обязательно внесем коррективы в рабочие учебные планы на следующий год и обратная связь сработает для следующего курса, то есть для вас. Безусловно, мне было бы очень интересно и полезно узнать предложения студентов об иных, более оперативных формах обратной связи. Пока у нас есть СОП, результаты которого реально учитываются руководством, в том числе при принятии кадровых решений.
- Это хорошо?
Конечно, СОП не идеален. Нуждаются, на мой взгляд, в существенных коррективах критерии оценки. К тому же оценки студентов – это не «взгляд из ниоткуда», а мнения конкретных людей, которым свойственно ошибаться и даже противоречить друг другу. И преподаватели тоже живые люди, которые меняются, в том числе, и под влиянием вашей критики, таких примеров на нашей программе немало. Поэтому принимать радикальные кадровые решения на основе студенческой оценки нужно с большой осторожностью. Хотя существуют и строгие административные рамки: если оценка преподавателя по результатам СОП ниже трех баллов, то преподаватель этот курс в следующем году вести не должен. И такая строгость, на мой взгляд, оправдана.
- Теперь вопрос про оценивание. Философия как дисциплина требует умения достаточно гибко мыслить. Оценить эту способность, тем более по какой-то шкале, зачастую очень сложно. Считаете ли вы, что существующая система оценивания подходит студентам-философам? И какая была бы, на ваш взгляд, оптимальна?
Это больной вопрос. Вообще я бы с радостью отменила оценивание по философским дисциплинам. Но мы социальный институт и это, к сожалению, невозможно. Формализованные оценки мне не нравятся, но это все же относительная защита от несправедливости преподавателя. Относительная, потому что у преподавателя при наличии «злой» или «доброй» воли всегда есть возможность сознательно или бессознательно манипулировать оценками, сколь бы формализованными они не были. Вместе с тем, студенты, которые учились в других университетах, очень высоко оценивают нашу формализованную систему в сравнении с тем субъективизмом, который царит в этих университетах. А вообще принципы оценивания для философа – комплексная проблема. И для ваших преподавателей тоже. И дело не только в субъективности СОП и «злой» или «доброй» воле теперь уже студентов, но и в принципах оценивания нашей научной работы: библиометрические показатели в философии, по общему признанию, не работают, а экспертная оценка не свободна от все той же субъективности. Мы, философы, сталкиваемся с общими для преподавателей и студентов институциональными вызовами, ответы на которые можно найти только вместе, в профессиональном сообществе с высокими стандартами качества и репутации.
Интервью проводилось студентами 3 курса Сотниковой Дарьей, Лёвиной Анной, Кудрявцевой Александрой, Богдановой Екатериной, Ногай Марией, Есиповой Евгенией, Гречаник Анастасией.