• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Июль

Опубликованы записи методических семинаров НИГ “Практическая философия” на базе ФГН и ЦФС НИУ ВШЭ

В рамках методического семинара "Как мы пишем" спикеры делились со слушателями секретами своего ремесла, умения работать не только с научным текстом, но и философским. 

Семинар 1. Тема, цели и задачи, структура исследования.


Спикер: доцент ШФиК Александр Владимирович Марей


Одно из самых сложных интеллектуальных упражнений — придумать тему для своего текста. Вместе с тем, сформулировать корректную тему для своего текста не так и сложно, только нужно проделать для этого небольшую подготовительную работу. Но тема — это еще не все; дальше следуют цели, задачи и первый вариант структуры будущего исследования. Вот об этих трех вещах — заглавие, цели и задачи, структура — говорится на первой встрече нашего семинара.


Запись семинара: https://youtu.be/lC3XAlBaDGw


Семинар 2. Методология и методы.


Спикер: доцент ШФиК Александр Владимирович Марей


Академическая работа всегда подразумевает сложную рефлексию и, в том числе, саморефлексию ее автора. Исследователь не только должен осмыслять и анализировать объект своего внимания, но также должен обдумывать, как, с помощью каких инструментов и в рамках какой теории он его исследует. Инструменты эти — методы исследования, а теоретическая рамка — его методология. О том, как выстраивается эта рефлексия второго порядка и о том, как сделать ее нескучной и, более того, полезной, мы поговорим на второй встрече нашего семинара.


Запись семинара: https://www.youtube.com/watch?v=BDt1VX1KXIY


Семинар 3. Об освоении и присвоении речи.


Спикер: Екатерина Ракитина, к.ф.н., филолог, переводчик


"У меня всё готово, осталось только написать", — говорим мы себе, определившись с темой и задачами работы и собрав материал. После чего, как правило, нас и настигает писательский блок. Поговорили о том, как мы сами мешаем себе писать, какие препятствия ставим между собой и текстом — и что с этим можно сделать.


Запись семинара: https://www.youtube.com/watch?v=kVAKDhXWr44


Семинар 4. My favourite things. Мелочи, помогающие с текстом.


Спикер: Юрий Васильев, специальный корреспондент деловой газеты ВЗГЛЯД vz.ru


Как ставить дедлайн на службу себе?Что пригодится во время написания и около нее? Чистый лист и его последовательное загрязнение буквами, расставленными в нужном вам порядке.


Запись семинара: https://www.youtube.com/watch?v=CSF4nI-C-uc


Семинар 5. Долгосрочное исследование в гуманитарных науках. Постановка задачи и типичные ошибки.


Спикер: доцент ШФИК Анастасия Валерьевна Углева


Цель занятия - обсудить стратегии перспективных научных исследований, которые студенты могут проводить в гуманитарных науках, начиная с 1 курса бакалавриата и вплоть до кандидатской диссертации. Есть типичные ошибки, которые на входе в тематику не позволяют увидеть ее продолжение в перспективе 4-8 лет. Обсудили также методологические особенности междисциплинарных подходов в гуманитарных дисциплинах и причины возможного несоответствия их философской специальности. Поговорили о том, как сила философского аргумента может заставить любую экзаменационную комиссию принять Вашу сторону даже при условии часто встречающегося в курсовых работах некоторого несоответствия отдельным формальным требованиям.


Семинар 6. Путь статьи: от студенческой курсовой до elibrary. 


Спикер: ​​ответственный секретарь журнала "Философия. Журнал ВШЭ", доцент ШФИК Мария Дмитриевна Марей


Когда говорят студентам (и аспирантам), что они должны уметь писать не только квалификационные работы, но и какие-то ещё, то обычно рассказывают, что и как нужно писать, но не о том, куда (или говорим об этом, но реже), и не о том, что происходит с текстом после того, как он готов к публикации и уходит от автора. 

В своем докладе Мария Дмитриевна рассказала о нелегкой судьбе студенческого текста, когда он из курсовой работы или эссе превращается в статью и направляется на публикацию. О том, что нужно знать, отправляя текст в журнал. О тех необходимых персонажах, которые встречаются ему на пути: редакторах, рецензентах, корректорах. О том, где опубликованный текст заканчивает свою историю, в каких базах данных, кто и где может его найти и скачать.


Запись семинара: https://youtu.be/IJFekSHmpJ4?si=pDC-YrTd9xoQ07YB


Семинар 7. Как мы работаем с теорией


Спикер: доцент ШФИК Мария Юрьевна Кречетова


Разговор был посвящен альтернативным способам работы с теориями. 

Одно дело – наличие некоего эмпирического материала, который недостаточно просто описать, а необходимо объяснить. Любой феномен, будь то политический (например, революция или война), социальный (расслоение людей по уровню образования или уровню богатства), эстетический (возникновение и упадок нового стиля) и прочий предполагает возможность разной концептуализации. Обсудили, что значит выбирать теоретическую рамку для осмысления эмпирического материала. Как взвешивать валидность той или иной теоретической рамки? Почему важно брать в расчёт достижения частных наук, а не только философские теории?

Совершенно другое дело – работа с уже имеющейся теорией/ теориями, а не с эмпирическим материалом. И тут опять же есть развилка. Нередки случаи очарованности каким-нибудь автором или теорией. Как в таком случае избежать чисто реферативной работы? Обсудили три возможных варианта: аутентичная реконструкция в духе романтической или исторической герменевтики, «имманентная критика» и процедура аппликации. Совершенно другой случай – наличие нескольких теорий. Разобрали два «идеальных» варианта: случай преемственности, рецепции, связи «учитель-ученик», как правило, в рамках одной парадигмы и случай «конфликта интерпретаций». Что означает корректная, тонкая работа в том и другом случае? Какие опасности и ошибки нас здесь подстерегают?


Запись семинара: https://www.youtube.com/watch?v=70QQaELTgs4


Семинар 8. Профессионально-ориентированный поиск информации


Спикер: Лариса Александровна Жгилева, кандидат филос.н., доцент кафедры философии и социологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова; начальник отдела научных изданий, руководитель редакций научных журналов САФУ


Разговор шел про основные инструменты поиска информации в сети Интернет (правила формирования информационного запроса, оценка качества информационного ресурса), а также про особенности поиска библиографической информации (работа с электронными каталогами Российской государственной библиотеки, Института научной информации по общественным наукам, научной библиотеки ВШЭ). Говорили также о возможностях и сервисах наукометрических баз данных Scopus и Elibrary, о том, с каких информационных хабов можно быстро выйти на ресурсы других российских и зарубежных библиотек; наконец, предметом обсуждения станут стратегии и методики работы с российскими и зарубежными полнотекстовыми электронными библиотеками и ЭБС «ibooks», «Лань», «znanium», «Юрайт», доступ к которым предоставлен ВШЭ.


Запись семинара: https://youtu.be/6pZ_ZtaCTVU?si=MuMUrA__u_t3ZHSD


Семинар 9. Тема "Матери опыта: о неизбежности ошибок и о том, что с ними делать?"


Спикер: Евгений Губницкий, редактор и переводчик.


Ошибки неизменно сопровождают работу с текстом. Мы исправляем чужие ошибки и делаем свои, с ужасом замечаем ошибки у классиков и отчаянно защищаем собственные – не всегда удачные – решения, осуждаем за ошибки других и опасаемся писать сами, чтобы ненароком в чем-нибудь не ошибиться и не испортить себе репутацию. Давайте попробуем поговорить о том, какими бывают ошибки при разных видах окололитературной деятельности и почему за них не нужно стыдить – и не нужно их стыдиться.