• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Русская литература первой половины XIX века

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины студенты научатся ориентироваться в русском историко-литературном процессе на фоне западноевропейского, приобретут навыки анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы первой половины XIX в., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; освоят принципы анализа текстов первой половины XIX в. при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; усовершенствуют навыки самостоятельной исследовательской работы. У студентов сформируется представление о персональном составе русской литературы первой половины XIX в. и важнейших сочинениях, составивших по мере развития словесности национальный канон; о базовых чертах «русского XIX века», исторических и социокультурных, и их динамике в различные царствования; о судьбе важнейших произведений первой половины XIX в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; о наиболее существенных литературных школах, обществах и кружках. Студенты научатся сопоставлять тексты в рамках жанров и видеть их модификации; различать биографические контексты, значимые для понимания текста. Отдельные задания в рамках дисциплины предполагают в том числе использование технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и генеративных моделей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен знать основные факты и события истории литературы первой половины XIX в., ключевые понятия, жанры, произведения, формы организации литературной жизни эпохи; персональный состав русской литературы первой половины XIX в. и наиболее значимые произведения, как вошедшие в литературный канон, так и не попавшие в него; базовые исторические и социокультурные черты эпохи; судьбу ключевых произведений в критике и литературной полемике; наиболее существенные институты литературы, литературные течения; владеть навыками анализа произведений первой половины XIX века в различных контекстах; знать основные подходы и методы описания истории литературы этого периода; соотносить явления истории русской литературы с европейским контекстом
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание роли медиа в развитии русской литературы, знания об основных толстых журналах и театрах в России середины XIX века, их социальных и культурных функциях; умение анализировать литературные произведения в контексте их бытования.
  • Понимание социальных и культурных обстоятельств, определивших развитие литературы 1840-х и начала 1850-х гг., основных закономерностей литературного процесса этого периода; умение анализировать произведения русской литературы в историческом контексте этой эпохи.
  • Понимание устройства системы литературы середины 19 века, знание роли и места в ней основных жанров, умение анализировать произведения этого периода в контексте творчества их авторов и системы литературы в целом.
  • Студент знает основные жанры русской прозы 1820-х - 1830-х годов (роман, повесть разных типов), основные имена русских прозаиков; знает европейский контекст и ориентиры для русских прозаиков; владеет навыками анализа прозаических текстов разных жанров 1820-х - 1840-х годов
  • Студент знает основные имена русских поэтов и поэтесс 1830-х - 1840-х годов, знает основные этапы эволюцтии русской лирики; знает особенности поэтики позлнего Пушкина, Баратынского, Вяземского. Знает основные вехи творческого пути Лермонтова-поэта. Владеет навыками историко-литературного анализа и комментирования лирических текстов 1830-х - 1840-х годов
  • Студент знает основные факты литературной, культурной и общественной жизни второй половины 1820-х годов; владеет навыками анализа и историко-культурной интерпретации литературных текстов; знает основные этапы творчесокго пути Пушкина в 1820-е - 1830-е годы
  • Студент знает основные факты литературной, культурной и общественной жизни второй половины 1820-х годов; знает основные институты литературы периода (журналы, газеты, критика). Владеет навыками анализа "высокой" и "массовой" литературы
  • Студент знает основные этапы творческой биографии Гоголя, знает историко-литературный и общественный контекст создания и рецецпии проивзедений Гоголя 1830-х - 1840-х годов; владеет навыками анализа текстов Гоголя в разных жанрах
  • Студент знает основные факты литературной, культурной и общественной жизни второй половины 1820-х годов; владеет навыками анализа и историко-культурной интерпретации литературных текстов; знает основные этапы творческого пути Пушкина в 1820-е - 1830-е годы
  • Студент знает основные имена русских поэтов и поэтесс 1830-х - 1840-х годов, знает основные этапы эволюции русской лирики; знает особенности поэтики позднего Пушкина, Баратынского, Вяземского
  • Знает основные вехи творческого пути Лермонтова-поэта. Владеет навыками историко-литературного анализа и комментирования лирических текстов 1830-х - 1840-х годов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Литературная ситуация второй половины 1820-х годов
  • Тема 2. Литература и общество в конце 1820-х – 1830-е гг.
  • Тема 3. Язык и предмет поэзии в 1830-е – начале 1840-х гг.
  • Тема 4. Русская проза и ее эволюция во второй половине 1820-х – начале 1840-х гг.
  • Тема 5. Творчество Гоголя в контексте 1830-х - 1840-х годов
  • Литература 1840-1850-х гг.
  • Реформы Александра II и русская литература.
  • Толстые журналы и их роль в русской литературе 1840-1860-х гг.
  • Жанровая система и проблематика литературы середины XIX века
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах 1 модуля
  • неблокирующий Модульная работа
    Эссе по одной из предложенных тем из списка по выбору студента. Для поиска научной литературы для эссе можно обращаться к специализированным библиометрическим инструментам, использующим генеративные модели, типа Litmaps (https://www.litmaps.com/), Connected papers (https://www.connectedpapers.com/), Inciteful (https://inciteful.xyz/), Open Knowledge Maps (https://openknowledgemaps.org), VOSviewer (https://www.vosviewer.com).
  • неблокирующий Блицы
  • неблокирующий Работа на семинарах 2 модуля
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.1 * Блицы + 0.2 * Модульная работа + 0.2 * Работа на семинарах 1 модуля + 0.15 * Работа на семинарах 2 модуля + 0.35 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kahn, A., Lipovet︠s︡kiĭ, M. N., Reyfman, I., & Sandler, S. (2018). A History of Russian Literature (Vol. First edition). Oxford, U.K.: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1776323
  • Белинский, В. Г.  Избранные сочинения / В. Г. Белинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-02448-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437336 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Гончаров, И. А.  Обломов / И. А. Гончаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 397 с. — (Памятники литературы). — ISBN 978-5-534-12177-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446986 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гончаров, И.А.. Обрыв / И.А. Гончаров : Художественная классика, 2019. — 1361 с. — URL: https://book.ru/book/933231 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Тургенев, И.С.. Ася : Литературно-художественное издание / И.С. Тургенев : Художественная классика, — 25 с. — URL: https://book.ru/book/901428 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Тургенев, И.С.. Отцы и дети : Литературно-художественное издание / И.С. Тургенев : Художественная классика, — 103 с. — URL: https://book.ru/book/901434 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.
  • Чернышевский, Н. Г.  Эстетические отношения искусства к действительности. Избранные работы / Н. Г. Чернышевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 369 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08961-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438040 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Edyta M. Bojanowska. (2007). Nikolai Gogol : Between Ukrainian and Russian Nationalism. Harvard University Press.
  • Rita Giuliani, & A. Jampoľskaja. (2010). Время В Повести Н. В. Гоголя «Рим». Cahiers Slaves, 11–12(1), 89–106. https://doi.org/10.3406/casla.2010.1090
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., 2011

Авторы

  • Вдовин Алексей Владимирович
  • Першкина Анастасия Николаевна
  • Бодрова Алина Сергеевна
  • Луговская Дарья Алексеевна