• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История русской литературы

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. IV. Русская литература ХХ вв.» студенты сформируют навыки ориентации в русском историко-литературном процессе на фоне западноевропейского, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы ХХ в., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; освоят принципы анализа текстов XX в. при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; усовершенствуют навыки самостоятельной исследовательской работы. У студентов сформируется представление о персональном составе русской литературы ХХ в. и важнейших сочинениях, составивших по мере развития словесности национальный канон; о базовых чертах изучаемого периода, исторических и социокультурных, и их динамике; о судьбе важнейших произведений ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; о наиболее существенных литературных школах, обществах и кружках. Студенты научатся сопоставлять тексты в рамках жанров и видеть их модификации; различать биографические контексты, значимые для понимания текста. Формы контроля: письменная работа (во 2 и 3 модулях), экзамен (в конце 3 модуля).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства и об основных понятиях исторической социолингвистики
  • Целями освоения дисциплины "История русской литературы. Ч. 4. Русская литература XX века" являются - формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XX века, ее эволюцией и основными методологическими подходами к ее изучению; - развитие у студентов навыков анализа текстов недавнего прошлого при помощи корректно применяемого разнообразного филологического инструментария; - подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
  • Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. III. Русская литература XIX – начала ХХ вв.: 1826 – 1913» являются: - формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XIX – начала ХХ вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; - развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; - подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - персональный состав русской литературы XIX – начала ХХ вв. и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон; - базовые черты «русского XIX века», исторические и социокультурные, и их динамику в различные периоды (царствования); - судьбу важнейших произведений XIX – начала ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; - наиболее существенные литературные школы, общества и кружки.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать: • - персональный состав русской литературы XX в. и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон; • - базовые черты «русского XX века», исторические и социокультурные, и их динамику в различные периоды; • - важнейшие интерпретации произведений и индивидуальных художественных систем XX в. в современном им контексте (критика, литературная полемика, государственная идеологическая политика) и филологической науке; • - наиболее существенные литературные школы, общества и кружки. • Уметь: • - проецировать тексты периода на русский и западноевропейский литературный и исторический фон и претекст; • - сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации: • - различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (серии текстов). • Иметь навыки (приобрести опыт): • - полифокусного анализа текстов XX в.; • - отслеживания динамики развития литературы.
  • Развитие представлений о фонетическом и рамматическом строе русского книжного (литературного) языка XI-XVII вв. в его сопоставлении с восточнославянскими диалектами
  • Уметь: - проецировать тексты периода на русский и западноевропейский литературный и исторический фон и претекст; - сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации; - различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (круга текстов).
  • Формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.
  • Иметь навыки (приобрести опыт): - полифокусного анализа текстов XIX – начала ХХ вв.; - отслеживания динамики развития литературы.
  • Усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы
  • Усвоение знаний о жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров
  • Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. II. Русская литература XVIII - первой четверти XIX века» являются: • формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; • знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XVIII - первой четверти XIX века, с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; • развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • базовые черты «русского XVIII века» и «александровского времени», исторические и социокультурные; • основные подходы к изучению этих периодов (отечественные и зарубежные); • систему жанров русской литературы в XVIII – первой четверти XIX в. и ее эволюцию; • границу между литературой как таковой и паралитературными явлениями, как она пересматривалась в течение XVIII – первой четверти XIX столетия; • персональный состав литературы и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон. уметь: • проецировать тексты периода на западноевропейский и русский литературный и исторический фон; • сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации: • различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (серии текстов). иметь навыки: • полифокусного анализа текстов XVIII – первой четверти XIX в.; • отслеживания динамики развития литературы. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: ◦ История (семиотика истории); ◦ Введение в филологию; • Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков; ◦ История русской литературы. Ч. I. Русская словесность допетровского времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент интерпретирует произведения и описывает индивидуальные художественные системы XX в. в современном им контексте (критики, литературной полемики, государственной идеологической политики) и в контексте филологической науки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Бунин - Пастернак
  • Раздел 1. Бунин - Пастернак (Продолжение 1)
  • Раздел 1. Бунин - Пастернак (Продолжение 2)
  • Раздел 1. Бунин - Пастернак (Продолжение 3)
  • Раздел 1. Бунин - Пастернак (Продолжение 4)
  • Раздел 1. Бунин - Пастернак (Продолжение 5)
  • Раздел 1. Бунин - Пастернак (Продолжение 6)
  • Раздел 2. Грин - Набоков
  • Раздел 2. Грин - Набоков (Продолжение 1)
  • Раздел 2. Грин - Набоков (Продолжение 2)
  • Раздел 2. Грин - Набоков (Продолжение 3)
  • Раздел 2. Грин - Набоков (Продолжение 4)
  • Раздел 2. Грин - Набоков (Продолжение 5)
  • Раздел 3. Ахматова - Бродский
  • Раздел 3. Ахматова - Бродский (Продолжение 1)
  • Раздел 3. Ахматова - Бродский (Продолжение 2)
  • Раздел 3. Ахматова - Бродский (Продолжение 3)
  • Раздел 3. Ахматова - Бродский (Продолжение 4)
  • Раздел 3. Ахматова - Бродский (Продолжение 5)
  • Раздел 3. Ахматова - Бродский (Продолжение 6)
  • 4 курс ИРЛ-1 Поэзия 1910-х
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий Модульная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.3 * Модульная работа + 0.7 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Егоров Б. Ф. - ОТ ХОМЯКОВА ДО ЛОТМАНА. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 272с. - ISBN: 978-5-534-07230-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ot-homyakova-do-lotmana-istoriya-russkoy-literatury-i-kultury-422738

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русской литературы конца XIX - начала XX века : учебник для вузов, Соколов, А. Г., 2000

Авторы

  • Лифшиц Александр Львович
  • Вдовин Алексей Владимирович
  • Лекманов Олег Андершанович
  • Успенский Павел Федорович
  • Зубков Кирилл Юрьевич
  • Лямина Екатерина Эдуардовна
  • Немзер Андрей Семенович
  • Бодрова Алина Сергеевна
  • Казарцев Евгений Вячеславович
  • Бендерский Илья Игоревич
  • Кучерская Майя Александровна
  • Тренихина Мария Павловна
  • Поливанов Константин Михайлович