Интервью с выпускниками ОП "Филология"
Выпускники программы «Филология» реализуют себя в самых разных сферах, достигая значительных высот в профессиональной деятельности. Мы начинаем серию публикаций, в которых расскажем о том, как складываются их траектории после окончания обучения в бакалавриате. Многие наши выпускники продолжают свою карьеру в академической среде. Наш первый материал – это интервью с недавно защитившимися кандидатами наук, чтобы узнать, каким был их путь к успеху, о чем были их работы, что им помогало в работе и что они хотели бы посоветовать тем, кто задумывается о научной карьере.
Екатерина Баракат (Яковлева), выпускница ОП «Филология» 2016 года
Когда Вы решили, что хотите продолжить образование в аспирантуре? Были ли у Вас какие-либо сомнения или страхи по этому поводу? Чем Вы руководствовались при выборе аспирантуры? Помог ли Вам опыт обучения в бакалавриате Вышки во время прохождения аспирантуры?
Об аспирантуре я подумывала еще в тот момент, когда заканчивала бакалавриат. После бакалавриата Вышки (удивительно разностороннее образование, охватывающее одновременно русскую и зарубежную филологию) я решила немного сменить образовательный вектор и получить степень магистра в области перевода. Стоит отметить, что база, которую я получила благодаря обучению в Вышке, оказалась более чем достаточной для магистратуры и даже частично для аспирантуры. Страхов и сомнений по поводу поступления в аспирантуру у меня не было, поскольку я знала, куда и к кому иду. Именно поэтому я смогла совмещать учебу, работу в переводческой компании и преподавание в вузе, чем занимаюсь и сейчас.
Что бы Вы посоветовали тем, кто сейчас задумывается об этой траектории?
В первую очередь, нужно помнить о том, что итогом обучения в аспирантуре является диссертация, а не только корочка об окончании аспирантуры. Диссертацию нужно написать и защитить! Уже на старте нужно отдавать себе отчет, что это титанический труд, диссертация отнимает гигантское количество времени, сил и нервных клеток. Особенно сложно, если она отнимает твое драгоценное время у семьи, как это было в моем случае. Но я осознавала потери и получала бесценную поддержку близких, без нее я бы точно не справилась. Еще, безусловно, нужно подумать о том, кто будет твоим научным руководителем. Идти «вникуда» – точно не лучшая идея.
Расскажите немного о Вашей диссертации: о чем она? почему Вы выбрали именно эту тему? кто руководил вашей работой?
В диссертации я продолжила изучать прозу Владимира Набокова. Исследованием его творчества я начала заниматься еще на первом курсе бакалавриата. Не буду скрывать, что проще выбрать то, с чем ты уже хорошо знаком, тем более, по моим ощущениям, диссертация должна подводить итог более ранним изысканиям. Выбрать незнакомую тему значит усложнить себе жизнь и, возможно, не закончить диссертацию в принципе. Однако в диссертации я анализировала историко-литературные и рецептивные аспекты прозы Набокова под необычным углом – с использованием концепта межкультурного пространства, предложенного Вольфгангом Изером, одним из основных представителей школы рецептивной эстетики. Это совершенно новый подход, который ранее не использовался на материале русской литературы. У меня был потрясающий научный руководитель – Наталья Игоревна Рейнгольд (PhD in English, доктор филологических наук, заслуженный профессор РГГУ), основательница кафедры теории и практики перевода в РГГУ. Наталья Игоревна выступала в качестве моего научного руководителя в магистратуре, а затем, узнав, что я намерена поступать в аспирантуру, продолжила руководить моей научной деятельностью.
С какими трудностями Вы столкнулись при работе над диссертацией? Какое впечатление оставила защита?
Не могу сказать, что я работала планомерно и на ежедневной основе, такой возможности, к сожалению, не было. Скорее я работала рывками, писала по большому куску текста, когда у меня было на это время. Кроме того, каждая идея должна прожить свою жизнь в голове исследователя, состыковаться с другими и встроиться в общую картину. Вот на это точно нужно время. В диссертации, хоть это и не художественный текст, должна быть своя завязка, интрига, кульминация и развязка. Иначе текст будет сухой и банальный, а такие тексты писать совсем не хочется.
Защиту я ждала долго, потому что в тот момент, когда я заканчивала аспирантуру, началась реформа диссертационных советов, они на время остановили свою деятельность. Все время приходилось ждать: открытия диссертационного совета, подачи документов, назначения дня защиты. Это тоже непростой и нервный процесс. Что касается защиты, я готовилась к более сложному мероприятию, всё прошло удивительно легко. Диссертационный совет отнесся ко мне благожелательно, работа вызвала большой интерес. Думаю, я это заслужила)
Над чем Вы планируете работать дальше?
На данный момент я решила взять паузу и выдохнуть. Продолжаю работать в вузе и переводческой компании, разрабатываю курс по постредактированию машинного перевода для студентов.
Ссылка на автореферат и диссертацию.
Ксения Борисова, выпускница ОП «Филология» 2016 года
Когда Вы решили, что хотите продолжить образование в аспирантуре?
Во время обучения в магистратуре этот вопрос – поступления или непоступления в аспирантуру – часто поднимался и преподавателями, и одногруппниками, и я решила, что готова попробовать. К тому же в период магистратуры у меня сформировалось уже достаточно четкое представление о карьерных горизонтах, и я понимала, что получение степени кандидата наук вписывается в эти планы.
Были ли у Вас какие-либо сомнения или страхи по этому поводу?
Конечно, были переживания насчет того, поступлю ли я. И в целом волнения по поводу всех процедур с документами, так как это существенно отличается от бакалавриата и магистратуры, чья «механика» мне была понятна: поступаешь, учишься, сдаешь экзамены, пишешь выпускную работу, в назначенный день вместе со всеми ее защищаешь и получаешь диплом. В аспирантуре всё совсем иначе: есть кандидатские экзамены, есть обычные экзамены, нужно написать диссертацию и издать статьи, но при этом при выпуске надо защитить не диссертацию, а только научный доклад, а дальнейшая защита диссертации не определена по времени, и как это всё происходит, было не очень понятно, что, конечно, внушало если не страх, то неуверенность.
Чем Вы руководствовались при выборе аспирантуры?
После окончания филфака Вышки в 2016 я решила получить педагогическое образование, но педагогической магистратуры на тот момент в Вышке не было, поэтому пришлось присмотреться к другим вузам, и выбор пал на МПГУ. По окончании магистратуры МПГУ я решила там же и остаться в аспирантуре.
Помог ли Вам опыт обучения в бакалавриате Вышки во время прохождения аспирантуры?
Да, обучение в Вышке очень многое мне дало, что пригодилось в том числе и во время аспирантуры. В целом в Вышке очень сильно прокачивается умение работать, быстро решать поставленные задачи, ориентироваться в большом потоке информации и действий, всё это потом помогает и в аспирантуре, и в работе, и во всех остальных сферах жизни. И конечно, помогли приобретенные в Вышке знания литературы, культуры. языков, философии, а также умения: умения работать с информацией, работать с текстами, оформлять свои письменные работы надлежащим образом, быстро выполнять поставленные задачи. В целом академической культуре я научилась в первую очередь в Вышке. Спасибо огромное нашим преподавателям! Отдельная благодарность Алексею Алексеевичу Гиппиусу, академику РАН, моему научному руководителю с 1 по 3 курс, и всем преподавателям нашего «древнерусского» НИСа: Анне Феликсовне Литвиной, Федору Борисовичу Успенскому, Александру Львовичу Лифшицу и всем-всем преподавателям!
Что бы Вы посоветовали тем, кто сейчас задумывается об этой траектории?
Взвесить всё перед поступлением, понять, что это долгая и трудоемкая история. Для сравнения: бакалавриат – 4 года, магистратура – 2 года, а от поступления в аспирантуру до защиты кандидатской у меня прошло 5,5 лет (3 года обучения + 2,5 года все бюрократические проволочки до защиты); у кого-то это занимает еще больше времени. В связи с этим возникает еще один совет: не откладывать жизнь (работу, личные планы и т. д.) до защиты. Я во время аспирантуры развивалась в карьере, достигала других целей, не связанных с научной деятельностью, и очень этому рада. И более конкретные советы тем, кто всё-таки пойдет в аспирантуру: не затягивать с написанием текста диссертации, с написанием и публикацией ВАКовских статей, а также быть очень внимательными при оформлении документов.
Расскажите немного о Вашей диссертации: о чем она? почему Вы выбрали именно эту тему? кто руководил вашей работой?
Тема моей диссертации: «Развитие текстовой деятельности школьников при обучении рассуждению на уроках русского языка в 7–11 классах». Научный руководитель – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ Ольга Николаевна Левушкина. Я разработала методику обучения школьников работе с текстами, при этом рассмотрение текстовой деятельности в контексте обучения рассуждению позволило мне сделать акцент на когнитивной составляющей, выстроить логику восприятия, интерпретации и создания текстов. Ещё во время обучения на филфаке Вышки я усвоила мысль, что вся жизнь состоит из текстов :) Поэтому не могла не обратиться к этому понятию в своей главной научной работе. Если серьезно, тексты действительно повсюду, и от умения с ними работать зависит не только знание русского языка, но и пресловутое «умение учиться». В диссертации я как раз предлагаю комплексы заданий, на основе которых можно учить структурировать мысли, добывать новую информацию из текстов различных стилей и жанров и даже решать олимпиадные задачи.
С какими трудностями Вы столкнулись при работе над диссертацией? Какое впечатление оставила защита?
Одна из трудностей – это масштаб: масштаб текста диссертации, который предстояло создать, масштаб охвата материала. И вторая сложность – большое количество документов, которые надо было собрать, причем было несколько этапов, на каждом из которых были свои особенности.
Защита прошла хорошо: у нас прекрасный диссертационный совет, меня поддерживала моя семья, близкие, друзья, коллеги, мои учителя, мой научный руководитель, вся кафедра методики преподавания русского языка, за что всем им низкий поклон и огромное спасибо! Но надо понимать, что даже с такой мощной поддержкой защита всё равно является стрессом. Помогало держать себя в руках то, что нужно сосредоточиться на вопросах, на содержании выступления, это помогало не затрястись и не запаниковать. Но когда всё прошло, я выдохнула и все эти волнения меня «догнали». Еще один совет всем, кому предстоит защита: не планируйте ничего на следующий после защиты день, заложите его под отдых и восстановление.
Поделитесь, пожалуйста, Вашими научными планами? Над чем Вы думаете работать дальше?
Сейчас я хочу сосредоточиться на работе с одарёнными детьми. Я работаю в Центре педагогического мастерства – организации, которая занимается подготовкой московских школьников к олимпиадам. И дальнейшую свою научно-методическую работу планирую в этой сфере: программы и учебные комплексы для использования в школах и на специализированных выездных сборах по подготовке школьников к олимпиадам по русскому языку, по изучению лингвистики, истории языка и т. д.
Ссылка на автореферат и диссертацию.
Юлия Коновалова, выпускница ОП «Филология» 2020 года
Когда Вы решили, что хотите продолжить образование в аспирантуре? Были ли у Вас какие-либо сомнения или страхи по этому поводу? Чем Вы руководствовались при выборе аспирантуры? Помог ли Вам опыт обучения в бакалавриате Вышки во время прохождения аспирантуры?
Аспирантура для меня всегда была логичным продолжением обучения и профессионального становления. Как таковых сомнений в том, стоит ли продолжать образование после магистратуры, у меня не было. Изначально я смотрела на аспирантуру как на вершинный и при этом необходимый этап моей образовательной траектории. Наверное, существовал страх не справиться – но не с учебной нагрузкой (учусь я с огромным удовольствием), а с созданием собственного диссертационного исследования. Мне с трудом верилось, что лично ко мне будет когда-нибудь применимо высокое звание кандидата филологических наук: оно для меня было окружено почти сакральным ореолом, вызывало настоящее почтение и, по моим представлениям, давалось лишь избранным и достойнейшим. С моими родными и друзьями, а также с моим любимым научным руководителем Андреем Семеновичем Немзером я обсуждала возможность попробовать поучиться в аспирантуре в Европе, но эти разговоры никогда не были в достаточной степени серьезными, так как существовала внутренняя уверенность в том, что я буду продолжать учиться в стенах родной Вышки. Филфак НИУ ВШЭ меня взрастил и воспитал, это был настоящий дом, родные преподаватели, ближайшие друзья. Для меня как для домашней девочки было естественно принять решение в пользу своей аспирантской школы.
Что бы Вы посоветовали тем, кто сейчас задумывается об этой траектории?
Взвесить всё хорошенько и быть готовым к тому, что на этом пути, по большому счету, ты один. Если повезет, тебя будут поддерживать близкие, семья и друзья, неравнодушный научный руководитель будет держать руку на пульсе, но, в сущности, это только твое дело, и вся ответственность за его успех или провал лежит только на тебе. Четыре года от поступления до выхода на защиту (в благоприятном случае) – это очень долгий срок. Казалось бы, это очевидно всем окончившим бакалавриат. Но ощущается эта временная дистанция в аспирантуре совершенно по-другому. Заниматься несколько лет подряд одной темой с неугасающим энтузиазмом, не перегореть – это трудно, поэтому я бы посоветовала выбирать в качестве объекта исследования только то, что пробуждает в тебе настоящий научный азарт, интерес к чему был бы самоценен. Кроме того, неплохо было бы морально подготовиться к тому, что личная и рабочая жизнь будут продолжаться, их насыщенность может вытеснить занятие диссертацией на обочину, сместить фокус внимания. Поэтому аспирантура – это челлендж для твоих навыков самоорганизации и самодисциплины. В моей аспирантской жизни было несколько эпизодов, когда я вполне серьезно рисковала сойти с дистанции просто из-за неумения выскользнуть из рутины и сосредоточиться на исследовании. В общем, аспирантура для тех, кто умеет договариваться с собой.
Расскажите немного о Вашей диссертации: о чем она? почему Вы выбрали именно эту тему? кто руководил вашей работой?
Героем моего диссертационного исследования был писатель Василий Аксенов, который еще в студенческие годы привлек меня своими шестидесятническими повестями «Звездный билет» и «Апельсины из Марокко». Мне вообще нравилась литература оттепели, темой моей бакалаврской дипломной работы был «пушкинский миф» в поэзии 1960-х гг. В моем восприятии это была вдохновляющая, весенняя эпоха, сопряженная с надеждами, оптимизмом, искренностью-исповедальностью. Почти все годы бакалавриата (за исключением первого, когда моим научным руководителем был Павел Федорович Успенский, которому я очень благодарна за свои первые шаги в создании исследовательских текстов), а затем и в магистратуре моими научными экзерсисами руководил Андрей Семенович Немзер. Он предложил мне заглянуть чуть дальше, за пределы оттепели, в переходное время поздних шестидесятых – ранних семидесятых. В магистерские годы я занималась исторической прозой Юрия Давыдова, пока не спросила у Андрея Семеновича разрешения переключиться на Аксенова. В теме диссертации отразился наш компромисс: А. С. позволил мне писать о весьма хорошо исследованном авторе, но о самом неисследованном периоде его творчества – о 1970-х. Тогда я видела в этом дополнительную трудность, но сейчас понимаю, насколько это время богаче и сложнее в исследовательском смысле. В диссертации мне пришлось работать с проблемами цензуры и самоцензуры, с пограничной «серой» зоной между полями официальной и неофициальной литературы, с «эзоповым языком» и двойной адресацией, с противоборством государственной идеологии и естественной потребностью художника в свободном творчестве… За время моей учебы в аспирантуре эти проблемы постепенно переставали восприниматься исключительно как исторический материал, оживая чем дальше, тем больше. Это подстегивает интерес к исследованию.
С какими трудностями Вы столкнулись при работе над диссертацией? Какое впечатление оставила защита?
Работа над диссертацией состоит из трудностей. В каком-то смысле, это нормально для научной деятельности – преодоление трудностей дает результат. Но в моей (не только аспирантской) жизни случилось настоящее горе – не стало моего дорогого наставника Андрея Семеновича Немзера, человека, который вдохновлял, вёл и поддерживал не только диссертационное исследование, но и меня лично. И вообще был настоящим Doktorvater (как очень точно называют научного руководителя в разговорном немецком языке), «научным папой». Я столкнулась с чувством осиротения, фрустрации и, в конце концов, бессмысленности того, что я делаю. Чувство это было настолько сильно, что я была почти уверена, что не судьба мне защититься. Не менее опустошающим было и чувство вины: работай я хоть немного эффективнее, мы больше бы успели сделать вместе. Не пропадай я так надолго, я могла бы услышать еще столько всего важного, и полезного, и бесценного, и далеко не только «про Аксенова». И то, что до сих пор причиняет мне боль, – пиши я чуть ответственнее и быстрее, А. С. мог бы прочитать то, что, во многом, для него и писалось, для моего самого главного, строгого, взыскательного и доброжелательного читателя.
Сверхценным на защите диссертации, в итоге, было именно это: мой текст прочитали, осмыслили и оценили замечательные филологи – мой комитет, мои рецензенты. Это здорово, когда твоя научная работа, предмет твоего научного интереса, прицельно обсуждается в кругу старших коллег. Такая роскошь в следующий раз будет мне доступна только на защите докторской. А если серьезно, то я очень благодарна Михаилу Игоревичу Свердлову, который в трудную минуту не отказал мне и принял на себя обязанности моего научного руководителя. Еще теплее мою защиту сделали мои близкие люди и друзья, пришедшие меня поддержать. Среди них были и настоящие герои – двое моих любимых друзей, тоже выпускники Вышки, которые подключились к защите онлайн из другого земного полушария!
Над чем Вы планируете работать дальше?
На этот вопрос ответить, пожалуй, труднее всего. После завершения значимого этапа в жизни, каким для меня была аспирантура, приходит растерянность. Куда теперь направить путь? Из точки настоящего мне видно место лишь для одного следующего шага вперед – превратить текст диссертации в полноценную монографию, которая обросла бы новыми смыслами и приобрела бы цельность и опрятность. Остальное пока теряется в тумане.
Ссылка на автореферат и диссертацию.
Материал подготовили: Айнур Гасанова, Мария Стовбур