Интервью с Ксенией Григорьевой, одним из создателей телеграм-канала Дома-музея М. И. Цветаевой
Студентка 4 курса бакалавриата ОП "Филология" Ксения Григорьева рассказала о работе над телеграм-каналом Дома-музея М.И. Цветаевой (https://t.me/tsvetaevamuseum ).
– Сначала хочется узнать немного об идее создания. Что подтолкнуло к созданию такого телеграм-канала? Была ли это твоя инициатива, или идея возникла в ходе обсуждения с другими сотрудниками?
–Музей - дело тонкое, особенно в современном мире: традиционные музеи некоторым кажутся скучными и ненужными (не всем, конечно). В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей работы с аудиторией - в точности так же, как и поиска новых, молодых сотрудников вроде меня :) Идея создать канал на одной из самых актуальных площадок - Telegram - возникла у нас с директором музея, Еленой Жук.
– Почти одновременно с вашим телеграм-каналом возник проект «Стихи почтой». Его создатели формулируют свою цель так: «стать культурнее между делом». А какова цель вашего телеграм-канала?
– Я не знала о проекте «Стихи почтой», а цель сформулирована очень правильно, потому что привлекает аудиторию: как бы никаких усилий прикладывать и не надо, а результат будет! Что касается наших целей, идея канала возникла в рамках празднования 125-летия Марины Цветаевой (обратите внимание на хэштеги под стихотворениями). Вопрос звучал так: «Что интересного мы можем сделать для тех, кому потенциально интересна поэзия, культура Серебряного века, вообще русская культура?» На мой взгляд, Цветаева – это в первую очередь ее тексты, поэтому нужно было их использовать, чтобы люди открыли для себя разную Цветаеву.
– Говоря о читателе - какой кажется людям поэзия Марины Цветаевой? Мне приходилось слышать и читать отзывы, в которых стихотворения Цветаевой назывались непонятными, а сама она - «истеричкой».
–Невозможно обобщить индивидуальные впечатления, сколько людей - столько и мнений, и все они, наверное, имеют право на существование. Распространённое убеждение: Цветаева - поэт трагический. Вероятно, ближе к концу жизни так оно и есть. Но ведь большинство читает раннюю Цветаеву. И, кстати, у нас не было тематических подборок или деления на периоды, поэтому можно было прочитать самые разные произведения. О восприятии стихов Цветаевой как «женских истерик» слышала один раз, кстати, от филолога :) Меня радует, когда получается найти путь для того, чтобы показать, что это всё не так, а гораздо сложнее. Кроме того, нельзя забывать, что на восприятие влияет множество факторов. Так же и с «непонятностью» Цветаевой - кто-то может понять больше, кто-то, возможно, ещё не дорос. Я не могу сказать, что понимаю в текстах Цветаевой всё, а если объективно, то не понимаю многого. Но ведь в этом и интерес - разгадать!
– Было ли при создании канала желание выстроить коммуникацию с его подписчиками? Может быть, есть какие-то интересные отзывы? Например, Елена Жук на своей странице в фэйсбуке пишет, что некоторые читатели «гадали по ее [Цветаевой] стихам - каким будет день»…
–Моя мечта - иметь постоянный feedback, но это требует некоторых технических навыков, которыми я, увы, не обладаю. Однако в этом году, думаю, коммуникация выстроится. Вопрос в том, какой она должна быть. Например, есть телеграм-канал «Poems», где каждый день присылают самые разные стихотворения. Каждому из них можно поставить like или dislike, таким образом подписчик «участвует» в процессе, а создатели получают обратную связь. Но такое участие может и иначе выглядеть: вроде как Пушкин молодец, постарался, поставлю like, а вот Есенин что-то подкачал - dislike ему! :)
Получается, что у нас обратная связь самая примитивная: люди читают, не отписываются, значит, мы всё делаем правильно. Для меня важны отзывы друзей, которые не являются «фанатами» Цветаевой. Например, мне пишут в личные сообщения: «Классное стихотворение сегодня!» - и тогда я радуюсь, что всё не зря!
– Почему публиковали почти только стихи (всего один раз «Поэму конца» и фрагмент письма к Пастернаку - и лишь в начале проекта)? Что повлияло на решение публиковать тексты без комментариев?
–Первоначально концепция была в том, чтобы публиковать именно отдельные стихотворения. Но были и эксперименты, например, публикация «Поэмы конца» по главкам. Однако оказалось, что каждый раз приходится перечитывать предыдущие части, что, конечно, прекрасно, но мало кто так будет делать. Попытки небольших комментариев тоже были, но потом показалось, что тексты Цветаевой самодостаточны. Суть не в том, чтобы узнать, например, когда Цветаева общалась с Мандельштамом, а в том, чтобы прочитать, что она после этого написала. И посредством этого воплощается идея «телеграмм» от Марины Цветаевой (здесь получился невольный каламбур, но некоторые коллеги старшего поколения именно так называют то, что мы делаем).
Обложка телеграм-канала Дома-музея Марины Цветаевой
– Иногда вместе со стихотворениями ты прикрепляла песни Е. Фроловой, А. Фрейндлих, Т. Гвердцители на стихи Цветаевой. Было ли это попыткой взглянуть на текст немного с другой стороны или же песни привносили развлекательный элемент?
–Песни прикрепляла по разным причинам. Во-первых, я, например, запоминаю стихи лучше, когда постоянно их слушаю. Во-вторых, да - музыка даёт некоторую интерпретацию тексту. Но и развлекательную функцию никто не отменяет: не хотите читать сегодня - послушайте. Наконец, мне кажется, это хорошие песни, почему бы не поделиться ими с подписчиками?
– Насколько важным и интересным опытом было вести стихотворный телеграм-канал?
–Этот канал стал неотъемлемой частью моей жизни. Мало того, что я думала о Цветаевой каждый день, я её ещё и читала. А это важно и для научной деятельности, и для экскурсоводческой, и, конечно, читать любимого поэта - просто удовольствие!
– И конечно: будет ли продолжение?
–Будет! После новогодних праздников мы вновь возвращаемся к подписчикам, но уже без ограничений датой или жанром. Основой станут цитаты Цветаевой, которые смогут служить предсказанием на каждый день. Постараемся с Мариной Ивановной «напророчить» счастливые дни в 2018 году :)
P.S. А ещё будут гифки и цветаевские стикеры. Присоединяйтесь к https://t.me/tsvetaevamuseum !
C Ксенией Григорьевой беседовала
студентка 2 курса бакалавриата ОП "Филология"