Паспорт образовательной программы
45.03.01 Филология
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
2025/2026 учебный год
Филология
Конкурентные преимущества образовательной программы «Филология» заложены в самом принципе подачи материала и выборе изучаемых дисциплин, а именно в отказе от междисциплинарных границ. Приобретение фундаментальных знаний в области литературоведения сочетается с изучением трех иностранных языков, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских языках. Ни одна другая программа в вузах России не предлагает сейчас филологу одновременного фундаментального изучения и русской, и зарубежной литературы, причем последней – на языках оригиналов.
Образовательная программа основана на изучении не только филологических предметов, но и целого ряда теоретических дисциплин, связанных с ключевыми междисциплинарными концепциями в области гуманитарных и социальных наук. Учебные дисциплины в рамках программы распределены таким образом, что позволяют студенту овладеть разнообразными навыками анализа и интерпретации текстов и, что принципиально, применять теорию на практике. Филология является средоточием гуманитарного знания в современном мире, а филологическая программа НИУ ВШЭ стремится реализовать эту установку в учебном процессе.
Как следствие, бакалавры приобретают первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов (акцент делается на академическом письме – дисциплине, необходимой в современном филологическом учебном цикле), навыки перевода, редакторской и корректорской работы. Большое внимание уделяется практической деятельности студентов. Студенты проходят практику в издательствах, музеях, архивах, библиотеках и общественных организациях; принимают участие в разнообразных учебных экспедициях.
Одновременно бакалавры получают знания о современной методологии гуманитарного знания, учатся концептуализировать наблюдения над текстом, осмыслять текст в контексте самых разных словесных проявлений человеческого опыта. В итоге бакалавры-филологи становятся конкурентоспособными в многочисленных областях и сферах культурной жизни, как в России, так и – благодаря интенсивному изучению иностранных языков – за рубежом.
Выпускник ОП «Филология» подготовлен к профессиональной деятельности в следующих сферах:
а) в сфере массмедиа, книгоиздания, журналистики, on-line образования (творческая и технологическая деятельность: разработка и реализация концепций и проектов, создание текстов разного профиля и предназначения, редактирование, подготовка к публикации, корректура, общение с аудиторией);
б) в сфере международных общественных и культурных связей (как переводчик, куратор, спичрайтер);
в) в структурах (официальных и общественных), связанных с сохранением, распространением и развитием русского языка, вплоть до разработки государственной политики в области современного русского языка;
г) в сфере культурной и социальной политики, включая общественные и государственные организации, музеи, библиотеки, культурные центры, архивы, т.е. институции, от которых сегодня в России зависит сохранение исторической памяти и развитие процесса культурной самоидентификации;
д) в сфере науки и высшего образования (выбрав продолжение образования в магистратуре – по филологии, школьной словесности или другим гуманитарным направлениям подготовки);
е) в сфере дополнительного и общего образования, связанного с преподаванием русского языка, литературы и иностранных языков (в частности, в организациях, предлагающих изучение иностранных языков и культур, а также в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, специализирующихся в области широкого гуманитарного образования).
Профессиональные компетенции (ПК) выпускника ОП «Филология»:
ПК-1: способен проводить научные исследования в конкретной области гуманитарного знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
ПК-2: способен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований на русском и иностранных языках.
ПК-3: способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса.
ПК-4: способен к поиску и анализу различных источников информации в профессиональной и смежных областях знаний.
ПК-5: способен в популярной форме излагать и комментировать информацию по определенным направлениям гуманитарного знания в ходе публичных выступлений, а также в интернет-пространстве.
ПК-6: способен участвовать в разработке, документальном сопровождении и последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта, определять его цели задачи, сроки выполнения.
ПК-7: способен осуществлять информационное обеспечение историко-культурной и просветительской работы в рамках деятельности организаций и учреждений культуры.
ПК-8: способен применять в научно-исследовательской и иной профессиональной деятельности полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков для работы с научной информацией.
ПК-9: способен участвовать в научных дискуссиях, выступать с сообщениями и докладами, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий.
ПК-10: способен редактировать, комментировать, аннотировать, адаптировать и реферировать документы, художественную и научную литературу на русском и английском языках.
ПК-11: способен обеспечивать аналитическими и прочими документами и материалами, координировать и организовывать работу малых коллективов в ходе реализации научно-исследовательских, деловых и иных проектов.
ПК-12: способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию.
ПК-13: способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.
ПК-14: способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.
ПК-15: способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных.
Профессиональный цикл (Major)
Профессиональный модуль образовательной программы «Филология» подразумевает соединение двух перспектив – лучших традиций историко-филологического комментария и концептуального осмысления литературных текстов в контексте различных парадигм гуманитарного знания. При этом студенты изучают два иностранных языка в дополнение к английскому, что позволяет выпускникам работать с текстами всех уровней сложности на русском и основных европейских языках.
Базовая часть
Базовые дисциплины призваны дать студентам первостепенные навыки чтения текстов – художественных (русская и зарубежная литература), научных, публицистических, общественно-политических, навыки создания текстов (акцент делается на академическом письме – дисциплине, необходимой в современном филологическом учебном цикле), навыки перевода, редакторской и корректорской работы.
Вариативная часть
Этот модуль направлен на осознанный выбор студентами области своей будущей профессиональной деятельности. С первого года обучения для студентов ОП «Филология» предусмотрен научно-исследовательский семинар, в рамках которого студенты получают навыки научной работы в выбранной ими сфере. Ряд учебных дисциплин преподается на английском языке, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Набор предлагаемых в рамках данного модуля дисциплин позволяет студентам приобрести навыки письменных и устных выступлений с презентацией результатов собственной работы.
Практика, проектная и научно-исследовательская работа
Этот модуль дает возможность применить полученные теоретические знания в практической области, подтвердить собственные компетенции в исследовательской или аналитической деятельности при прохождении учебной практики в музеях, архивах, библиотеках и общественных организациях и в рамках разнообразных учебных экспедиций. Кроме того, данный модуль включает подготовку курсовых работ и выпускной квалификационной работы, а также проектную (исследовательскую, прикладную, сервисную) деятельность.
Minor
Студентам НИУ ВШЭ предоставляется возможность выбрать дополнительный профиль (Minor). Фактически речь идет о приобретении второй специальности, что помогает при формировании индивидуальной образовательной траектории на уровне магистратуры.
Общий цикл
Общий цикл формирует у студентов образовательной программы универсальные компетенции, призванные помочь ему в дальнейшей профессиональной и социальной деятельности, позволяет адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, формирует у студентов базовые навыки к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию.
Data Culture
Данный модуль позволяет расширить цифровые компетенции студентов: научить их цифровым инструментам работы с информацией, основам программирования на языке Python, основам работы с генеративными моделями и искусственным интеллектом. Навыки программирования и анализа данных востребованы в любой области и дают выпускникам НИУ ВШЭ конкурентное преимущество на рынке труда.
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин