Структура программы
С 2022 года программа подготовки «Филология» предлагает студентам бакалавриата принципиально новую модель обучения – «широкий бакалавриат». Это – уникальная структура подготовки бакалавра, дающая преимущество по сравнению с традиционной формой обучения за счет включения в учебный план существенного блока дисциплин по смежным гуманитарным сферам: истории, философии, истории искусств и культурологии.
Именно такое сочетание позволяет выпускникам не только получить диплом бакалавра – филолога, но и овладеть междисциплинарными знаниями и навыками, что существенно расширяет спектр выбора после окончания университета: можно продолжать академическую подготовку филологической или другой гуманитарной направленности, можно и работать, используя те квалификации, которые приобретены за счет совокупности и вариативности дисциплин.
В «широком бакалавриате» вся подготовка становится более студенто-ориентированной, поскольку дает возможность самостоятельно определяться с областями интересов и строить свой индивидуальный учебный план. При этом траекторий может быть несколько:
- наиболее традиционная – углубленное изучение дисциплин и курсов по выбору филологический направленности
- смешанная – освоение курсов не только филологического профиля, но и выбранных в соответствии с индивидуальными научными интересами, например, сочетание филологических и исторических, или филологических и философских и тд.
- «по интересам» - учеба в рамках филологического направления, которая, тем не менее, дает возможность учитывать и сиюминутные интересы студента, например, в этом учебном году сделать акцент на истории, а в следующем году – на истории искусств или культурологии.
Интересной и востребованной особенностью «широкого бакалавриата» является и серьезный блок DATA CULTURE, который встроен не только для обязательного обучения цифровой грамотности, но и дает возможность каждому студенту освоить программирование, а также работать с анализом данных. Такие навыки высоко востребованы у современных работодателей.
Обязательная дисциплина «академическое письмо», при успешном освоении, гарантирует возможность готовить публикации и заниматься научной деятельностью на изучаемых иностранных языках.
Знание трех современных иностранных языков – еще одна показательная особенность программы.
Основной язык, с которым приходят абитуриенты, дополняется двумя новыми, причем изучение второго иностранного языка начинается уже с первого курса. Третий иностранный язык добавляется на 3 курсе, что дает возможность еще до окончания бакалавриата читать тексты в оригинале и работать с научной литературой.
Программа «Филология» строится с акцентом на глубокое погружение в изучаемые литературные курсы, основные дисциплины по истории русской и зарубежной литератур дополняются спектром курсов по выбору, читаемых как на русском, так и на английском языках, а также серьезной работой в научно-исследовательских семинарах (со 2 курса), в рамках которых готовятся курсовые и выпускные квалификационные работы.
Система мобильности в рамках НИУ ВШЭ дает возможность студентам учиться в разных кампусах университета, переводиться из одного в другой на семестр и больше. Это дает возможность лучше узнать различные научные школы, выбрать тех, у кого хотелось бы поучиться, а также «примерить» на себя и жизнь в разных городах страны.
Система подготовки студентов, поступивших до 2022 года
Традиционно обучение в системе бакалавриата для студентов ОП «Филология» строится по принципу разделения дисциплин на общегуманитарные и профессиональные. Ниже вы сможете прочесть более подробное описание бакалаврской подготовки студентов, поступивших к нам до 2022 года.
Первый год бакалавриата посвящен дисциплинам, позволяющим овладеть навыками анализа, интерпретации и теоретического осмысления текстов как на русском, так и на основных европейских языках. Базовой дисциплиной здесь является курс «Правила чтения текстов», в его рамках студенты будут вовлечены в самостоятельную научную деятельность и научные дискуссии.
Значимым и уникальным нововведением для традиционной структуры филологического образования бакалавров-филологов является включение в программу курсов по чтению ключевых литературных текстов на языках оригинала. Это – обязательное условие успешной подготовки по всем без исключения изучаемым иностранным языкам.
Профессиональный цикл начинается со второго года обучения. В цикле сохранены хорошо зарекомендовавшие себя элементы традиционной модели — курсы, последовательно излагающие историю зарубежной и русской литературы, которые студенты после курсов первого года могут осваивать намного успешнее. Подобный подход к филологическому образованию в полной мере оправдывает себя благодаря гибкой системе выбора между несколькими профилями подготовки (с третьего года обучения), каждый из которых по-своему дополняет и углубляет полученные знания и навыки.
В цикле максимально широко используются интерактивные методы обучения (с доминированием семинарских и дискуссионных форм над лекционными), а также совместное проведение занятий двумя профессорами. Практика совместного проведения занятий подразумевает активное образовательное сотрудничество между литературоведами и лингвистами, а также позволяет студентам оценить различные подходы к текстам, избежать плоского, схоластического взгляда на предмет.
Педагогический коллектив факультета обладает как американским, так и европейским опытом ведения такого рода семинаров.
Обязательными для изучения являются три европейских языка. Базовый язык, с которым вы приходите к нам (у большинства это английский), изучается интенсивно на первом и втором курсе, а в дальнейшем становится языком, на котором нужно читать научную литературу, слушать лекции приглашенных преподавателей, общаться с иностранными коллегами. Второй иностранный язык начинается с первого курса, это немецкий или французский по выбору. Третий иностранный язык начинается с третьего курса, это может быть немецкий, французский и другие европейские языки.
Программы изучения иностранных языков ориентированы как на получение специфических филологических знаний и навыков, так и на достижение студентами профессионального уровня подготовки к международным экзаменам по иностранным языкам в соответствии с требованиями «Общеевропейских компетенций владения языком» (Common European Framework of Reference for Languages).