Паспорт образовательной программы
03.03.02 Физика
Да
4 года
Очная форма обучения, 240
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
2025/2026 учебный год
Квантовая оптика и нанофотоника
Квантовые технологии
Наноэлектроника и фотоника
Преподавание современной физики
Теоретическая физика
Физика конденсированных сред
Физика космоса
Физика низких температур
2022/2023 учебный год
Квантовая оптика и нанофотоника
ПК-1
Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области
ПК-2
Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач
ПК-3
Способен публично представлять собственные и известные научные результаты
ПК-4
Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области
ПК-5
Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики
ПК-6
Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области
ПК-7
Способен методически грамотно строить планы лекций и практических занятий по учебным дисциплинам и публично излагать теоретические и практические разделы физики, математики и информатики
ПК-1 |
Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области
|
ПК-2
|
Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач
|
ПК-3
|
Способен публично представлять собственные и известные научные результаты
|
ПК-4
|
Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области
|
ПК-5
|
Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики
|
ПК-6
|
Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области
|
ПК-7
|
Способен методически грамотно строить планы лекций и практических занятий по учебным дисциплинам и публично излагать теоретические и практические разделы физики, математики и информатики |
Квантовые технологии
ПК-1
Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области
ПК-2
Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач
ПК-3
Способен публично представлять собственные и известные научные результаты
ПК-4
Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области
ПК-5
Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики
ПК-6
Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области
ПК-7
Способен методически грамотно строить планы лекций и практических занятий по учебным дисциплинам и публично излагать теоретические и практические разделы физики, математики и информатики
Наноэлектроника и фотоника
ПК-1
Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области
ПК-2
Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач
ПК-3
Способен публично представлять собственные и известные научные результаты
ПК-4
Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области
ПК-5
Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики
ПК-6
Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области
ПК-7
Способен методически грамотно строить планы лекций и практических занятий по учебным дисциплинам и публично излагать теоретические и практические разделы физики, математики и информатики
Преподавание современной физики
ПК-1
Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области
ПК-2
Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач
ПК-3
Способен публично представлять собственные и известные научные результаты
ПК-4
Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области
ПК-5
Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики
ПК-6
Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области
ПК-7
Способен методически грамотно строить планы лекций и практических занятий по учебным дисциплинам и публично излагать теоретические и практические разделы физики, математики и информатики
Теоретическая физика
ПК-1
Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области
ПК-2
Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач
ПК-3
Способен публично представлять собственные и известные научные результаты
ПК-4
Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области
ПК-5
Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики
ПК-6
Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области
ПК-7
Способен методически грамотно строить планы лекций и практических занятий по учебным дисциплинам и публично излагать теоретические и практические разделы физики, математики и информатики
Физика конденсированных сред
ПК-1
Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области
ПК-2
Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач
ПК-3
Способен публично представлять собственные и известные научные результаты
ПК-4
Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области
ПК-5
Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики
ПК-6
Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области
ПК-7
Способен методически грамотно строить планы лекций и практических занятий по учебным дисциплинам и публично излагать теоретические и практические разделы физики, математики и информатики
Физика космоса
ПК-1
Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области
ПК-2
Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач
ПК-3
Способен публично представлять собственные и известные научные результаты
ПК-4
Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области
ПК-5
Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики
ПК-6
Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области
ПК-7
Способен методически грамотно строить планы лекций и практических занятий по учебным дисциплинам и публично излагать теоретические и практические разделы физики, математики и информатики
Физика низких температур
ПК-1
Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области
ПК-2
Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач
ПК-3
Способен публично представлять собственные и известные научные результаты
ПК-4
Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области
ПК-5
Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики
ПК-6
Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области
ПК-7
Способен методически грамотно строить планы лекций и практических занятий по учебным дисциплинам и публично излагать теоретические и практические разделы физики, математики и информатики
2021/2022 учебный год
Квантовая оптика и нанофотоника
Квантовые технологии
Наноэлектроника и фотоника
Преподавание современной физики
Теоретическая физика
Физика конденсированных сред
Физика космоса
Физика низких температур
Разработка программы потребовала использования экспертизы, научно-педагогического опыта и привлечения к преподаванию активно работающих в науке специалистов, сосредоточенных в основном в Институтах РАН, и лучших преподавателей физики из МФТИ и математики из НИУ ВШЭ. Это позволило создать уникальные лекционно-семинарские курсы и оригинальный лабораторный практикум, ориентированные на выпуск специалистов высшей квалификации по наиболее актуальным направлениям развития современной физики.
Мировой опыт подготовки таких специалистов говорит о необходимости тесной связи образования и науки. В нашей стране имеется успешный пример «стыковки» образования и науки – «базовая система Физтеха», основанная на интенсивной фундаментальной подготовке студентов в первые годы обучения и дальнейшего наращивания специального обучения с вовлечением студентов в научные исследования. Программа бакалавриата факультета физики построена на основе этой модели.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
научно-исследовательская и преподавательская деятельность:
- Способен применять знания и понимания для разработки и организации проектов работ в избранной области (ПК-1);
- Способен использовать физические модели и методы исследований при решении теоретических и прикладных задач (ПК-2);
- Способен публично представлять собственные и известные научные результаты (ПК-3);
- Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области (ПК-4);
- Способен проводить методические и экспертные работы в области физики, математики и информатики (ПК-5);
- Способен понимать и применять методологии проектирования объектов и инструментов в изучаемой области (ПК-6);
- Способен к разработке и реализации образовательных модулей и программ отдельных дисциплин в физике (ПК-7);
- Способен планировать и осуществлять педагогическую деятельность в образовательных организациях с учетом специфики предметной области (физика) (ПК-8);
- Cпособен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности (ПК-9);
- Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных (ПК-11).
организационно-управленческая деятельность:
- Способен передавать и использовать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженных в терминах предметной области (ПК-4);
- Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности (ПК-10);
- Способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных (ПК-11).
аналитическая деятельность:
- Способен анализировать полученные в ходе научно- исследовательской работыданные и делать научные выводы (заключения) (ПК-12).
Учебный план программы бакалавриата «Физика», соответствующий Федеральному государственному образовательному стандарту, состоит из следующих блоков:
Базовая часть:
Аналитическая механика; Механика; Термодинамика и молекулярная физика; Оптика; Электричество и магнетизм; Теория поля; Математический анализ; Линейная алгебра; Дифференциальные уравнения; Математическая физика; Теория функций комплексного переменного; Аналитические приближенные методы; Информатика; Элементы математического аппарата физики; Квантовая механика; Основы современной физики; Статистическая физика; Теория вероятностей; Физика сплошных сред; Электродинамика конденсированных сред; Химия; Вычислительная физика; Электронные методы в физических исследованиях; Обработка и анализ данных физического эксперимента; Физика конденсированных сред; Философия науки
Вариативная часть содержит специальные дисциплины, читаемые студентам 3-го и 4-го курсов факультета физики НИУ ВШЭ на указанных выше базовых кафедрах.
Практики и научно-исследовательская работа:
Научно-исследовательский (проектный) семинар; Подготовка выпускной квалификационной работы; Учебная и производственная практика.
Государственная итоговая аттестация:
Защита выпускной квалификационной работы
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин