«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»
Впервые с 2015 года Вышка стала организатором финального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Программа этапа включала лекции и мастер-классы ведущих преподавателей ВШЭ, а также профессоров МГУ и Института философии РАН.
Финал олимпиады проходил в три тура: во время первых двух участники выполняли письменные задания, третий тур был устным. «Мы получили примеры проектов, направленных на решение определенных проблем — например, введение скаутских организаций, создание коворкинга в маленьких населенных пунктах, переобучение людей, чьи профессии больше не востребованы. Требовалось выбрать только один проект и критиковать другие. На подготовку отводилось 45 минут, после чего мы выступали перед членами жюри», — рассказала Виктория Шульгина (Челябинская область), призер олимпиады среди 11-классников.
По итогам трех туров победителями и призерами стали 19 учащихся девятых классов, 38 учащихся десятых классов и 43 одиннадцатиклассника. Среди них — восемь учащихся Лицея ВШЭ.
О том, что победители и призеры олимпиады смогут поступить без вступительных испытаний в лучшие вузы страны, рассказал на церемонии награждения проректор ВШЭ Вячеслав Башев. Однако он пожелал абитуриентам не жить прошлым. «Если вы будете постоянно думать о своих победах, они потянут вас назад, как тяжелый рюкзак. Вы должны поставить себе новые задачи. Каждый день и каждый час работайте над собой — и тогда успех к вам придет», — сказал проректор Вышки.
По словам советника министра просвещения РФ Андрея Петрова, олимпиада по обществознанию — одна из самых любимых у школьников и самый популярный предмет ЕГЭ по выбору: «Этот предмет — живой. Жизнь у нас интересная, общество — динамично растущее. И в этой олимпиаде участвуют не только, чтобы получить пресловутые «БВИ», а потому что это захватывает».
Декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, председатель жюри олимпиады Виктор Баранов отметил, что российские вузы будут рады увидеть среди своих студентов не только победителей, но всех участников олимпиады.
Напомнив, что человек онтологически свободен и постоянно осуществляет выбор, декан факультета социальных наук ВШЭ Андрей Мельвиль поздравил тех, кто сделал правильный шаг, решив заниматься обществом и политикой. «Это живые и постоянно изменяющиеся сущности, они настолько безмерны и велики, что познать их невозможно. А значит, у каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике», — отметил декан.
О своих впечатлениях рассказывают победители олимпиады.
Артем Сафьянников (Иркутская область), победитель среди 11-классников
Если честно, то я сейчас эмоций практически не испытываю. Я понимаю, что должен быть очень рад, и, в принципе, сам не ожидал от себя такого результата, но пока только пытаюсь осмыслить факт победы.
Двигаться вперед мне помогало желание доказать самому себе, что я могу, что я лучший. Важно быть целеустремленным, упорным, много читать, анализировать, обдумывать. Главное, не зацикливаться на чем-то одном и понимать, что олимпиада по обществознанию не исчерпывает спектр знаний, которыми ты можешь обладать.
Я совсем не конфликтный человек, поэтому мне было просто общаться с жюри. На апелляции я не пытался как-то спорить, ругаться с ними. Им понравился мой проект на втором туре, я получил 90 баллов, почти максимум. Теперь буду поступать в Вышку на программу «Юриспруденция: частное право».
София Маякина (Лицей НИУ ВШЭ), победитель среди 10-классников
Я поступила в лицей по дополнительному набору, то есть буквально три месяца назад. Конечно, лицей в плане подготовки к олимпиаде и школьного образования в целом — прекрасное место. Интенсивы, которые устраивают специально для участников олимпиады, дали очень много. На парах мы читаем оригинальные тексты и углубленно изучаем программу — это огромный плюс.
Александр Луценко (Пермский край), победитель среди 10-классников
Обществоведение — очень перспективная сфера. Множество глобальных социальных проблем предстоит решить именно обществоведам. И я хочу внести свой вклад, подумываю о профессии экономиста, хотел бы заниматься наукой.
Эта олимпиада оказалась метапредметной, особенно третий тур. Мне помогли общие знания и по математике, и по экологии. При подготовке я смотрел онлайн-курсы за авторством Мельвиля, Кима, изучил курс по философии от ВШЭ.
Я очень люблю театр и раньше ходил в театральную школу, но потом стало сложно совмещать ее с подготовкой к олимпиадам. Сейчас развиваю школьную онлайн-газету: мы работаем в редакции, ищем важные новости, пишем репортажи, берем интервью, делаем фото.
При подготовке репортажа использованы материалы специального сайта олимпиады — проекта студентов факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.
Башев Вячеслав Владимирович
Проректор ВШЭ
Ким Игорь Александрович
Доцент департамента теоретической экономики
Мельвиль Андрей Юрьевич
Декан факультета социальных наук