Научно-исследовательский семинар
Научно-исследовательский семинар (НИС) проходит на каждом из 4-х курсов бакалавриата. Дисциплина является обязательной. Важно, что НИСы не ограничиваются вспомогательной функцией для написания курсовых и выпускной квалификационной работ. НИС предполагает подготовку студента к научной и аналитической деятельности и за пределами академической сферы.
Научно-исследовательские семинары на всех 4-х курсах выстроены в единую линейку, в связи с чем на каждом новом году обучения происходит качественное повышение уровня научной дискуссии, повышается уровень отработки компетенций, расширяется спектр рассматриваемых парадигм, методологий и методов.
Учитывая общую логику проведения НИСа, можно выделить его общую цель: формирование у студентов набора компетенций, позволяющего им осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую и проектную деятельность в рамках социальных наук на уровне как можно более высоких стандартов, а также деятельность по обработке и анализу информации любого профиля и любого объёма.
На 1-м году обучения НИС знакомит студентов с базовыми навыками работы с данными в Microsoft Excel, с основами академической этики и академического письма, развивает навыки поиска и отбора информации. На 2-м году обучения в рамках НИСа студенты осваивают общие принципы научных исследований и построения научного текста, а также требования и стандарты к научно-учебным работам, предъявляемым на образовательной программе; отдельное внимание уделяется методам научных исследований. На 3-м курсе происходит более глубокое знакомство со спектром методологий и подходов, существующих в социальных науках вообще и в политической науке в частности; на примере конкретных исследований студенты изучают специфику применения тех или иных методов. На 4-м курсе НИС ограничен одним модулем, в рамках которого студенты разбиваются на тематические группы (в зависимости от направленности ВКР), и внутри них организуется воркшоп: студенты – при участии преподавателя – обсуждают работы друг друга и критически осмысливают свой и чужой исследовательский опыт. Принцип обмена опытом и взаимной научной критики адаптирован и для последних модулей НИСа на 2-м и 3-м году обучения, когда студенты делают доклады по проектам своих курсовых работ и получают обратную связь как от преподавателя, так и от своих однокурсников.