Что такое бесплатная юридическая помощь на факультете права? // Интервью с командой проекта «Юридическая клиника»
На факультете права НИУ ВШЭ продолжает работу «Юридическая клиника», в рамках которой студенты могут бесплатно оказывать юридическую помощь. Пресс-центр побеседовал с клиницистами и подготовил серию интервью, которые, возможно, вдохновят вас участвовать в этом проекте.
Результат работы юридической клиники — это юридическая помощь, оказанная гражданам бесплатно, а также бесценные практические навыки, которые студенты могут получить в ходе реализации проекта. Более того, в рамках юридической клиники происходит также тренировка soft skills в общении с клиентами, а приятным бонусом будет возможность заменить участием в клинике курсовую работу.
Клиника устроена следующим образом. Студенты-консультанты работают в парах и ведут прием граждан вечером один раз в неделю. В группе три пары консультантов, управление которой осуществляет студент-куратор, который также работает над делами, помогает всем консультантам своей группы. В обязанности куратора также входит связь с клиентами, организация работы. Всего в клинике работает пять групп. Таким образом, прием граждан осуществляется в течение всей рабочей недели. Процесс работы всей клиники координирует администратор — студент, в чью компетенцию входит основная масса организационных вопросов.
Руководителем проекта является старший преподаватель департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин факультета права Валентин Шельменков. Именно Валентин Николаевич стал инициатором воссоздания юридической клиники на нашем факультете. Также он принимает экзамен у клиницистов в конце учебного года.
Вся работа проходит в строгом соответствии с Кодексом этики «Юридической клиники» для соблюдения конфиденциальности и субординации в общении с клиентами.
Пресс-центр пообщался со клиницистами, выяснил нюансы работы и почему туда стоит идти как студентам, так и клиентам.
Светлана Бабаханова, одна из основателей проекта «Юридическая клиника», первый администратор
Расскажи, пожалуйста, как вы решили начать проект? Когда это было? Как проходила подготовка к запуску проекта? Кто стоял у истоков?
Решение о запуске проекта именно в его итоговом варианте было принято осенью 2017 года. Основателями Клиники стали я, Антон Каминский, Яна Багрова, Алена Придорогина, позже к нам присоединилась Елизавета Московкина. Подготовка к проекту происходила путем прослушивания курсов о юридических клиниках. Мы рассмотрели разные методики взятия интервью и консультирования клиентов, практические аспекты юридической этики и составления процессуальных документов. Во многом составлению курса способствовал Центр развития юридических клиник.
Подготовка была весьма энергозатратной. Необходимо было составить учебный план, найти аудиторию, технику, канцелярию, организовать пропускную систему и найти лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи. Пожалуй, труднее всего было с помещением, так как у студентов нет полномочий на получение помещения в рамках собственных нужд. Как правило, курсы по подготовке кураторов и клиницистов проходили один-два раза в неделю вечером. Значительное внимание кураторы уделяли составлению программы отбора.
На мой взгляд, цели проекта достигнуты. Клиницисты получили навыки консультации населения по правовым вопросам, усвоили практические аспекты составления процессуальных документов, научились вести переговоры и стали более стрессоустойчивыми.
Яна Багрова, одна из основателей проекта «Юридическая клиника», куратор
Яна, как координируется работа нашей клиники с клиникой юридического факультета МГУ? Как клиенты узнают о нашей клинике? Как узнавали в самом начале работы?
Принцип работы схожий: клиенты записываются через администратора, который потом распределяет их между кураторами. Различие в том, что кураторами у нас являются люди со 2-3 курса, а консультируют после специальной четырехмесячной подготовки уже с 1-2 курсов. В МГУ с этим сложнее, там только на 3 курсе можно начинать проходить отбор. И администратор там сторонний, на оплачиваемой основе. У нас же эту должность совмещает студентка на добровольных началах. Ключевая проблема нашей клиники – в ее статусе. Сейчас это проект, за который дают кредиты. На мой взгляд, клиника должна быть структурной единицей факультета.
Клиенты узнают о нас через центр развития юридических клиник, наш сайт в Интернете и специальную форму на сайте КонсультантПлюс. Многие приходят по рекомендации знакомых. Раньше многие клиенты приходили от МГУ. У них запись на несколько недель вперед, а у клиентов зачастую «горели» сроки, администратор МГУ отправлял к нам.
Расскажи, пожалуйста, как обстоят дела с техническим оснащением клиники?
За техническое оснащение в целом ответственен администратор клиники. У клиники свой кабинет на первом этаже, где ведется прием клиентов. На каждом столе компьютер. Канцелярию нам предоставляла компания Гарант. Визитки у меня остались с прошлого года, когда один из прошлых кураторов сделал их бесплатно, будучи руководителем другого студенческого сообщества. Сейчас у новых кураторов визиток нет. Опять же, если бы у клиники был статус структурного подразделения, с этим проблем бы не было.
Какое, на твой взгляд, дело было самым успешным за историю клиники?
У клиники было много успешных дел, наши клиенты выигрывали суды. Мы не вправе разглашать персональные данные клиентов, поэтому расскажу одно из дел моей группы в общих чертах. К нам обратилась женщина, которая выиграла суд первой инстанции, будучи истцом. Ответчик подал апелляцию. Мы тщательно изучили все материалы и обстоятельства дела и написали отзыв на апелляционную жалобу, а затем я и другой бывший куратор по согласованию с руководителем клиники представляли ее интересы в суде. Суд был напряженный, мы заявили два ходатайства и выиграли: решение суда первой инстанции оставлено без изменений. Получив исполнительный лист и обратившись к приставам, клиентка взыскала всю сумму денег. Недавно она вновь обратилась ко мне с новым вопросом, я помогла восстановить выплату субсидии. А сейчас мы с ней собираемся идти в суд, чтобы взыскивать сумму невыплаченных субсидий за прошлый период.
Алена Кирилина, администратор
Как изменилась твоя работа с переходом с позиции куратора на позицию администратора?
Позиции администратора и куратора сильно отличаются по компетенции. Администратор занимается всеми вопросами, которые не касаются непосредственно работы с делами клиентов и взаимодействия с администрацией факультета, куратор же ведет консультации и организует работу стажеров. Сейчас я занимаюсь не только систематизацией и распределением обращений клиентов, но и распространением сведений среди населения о возможности получить бесплатную юридическую помощь; в этом вопросе нашей клинике помогает Центр развития юридических клиник. Помимо этого, необходимо разрабатывать систему повышения квалификации и навыков стажёров, поскольку успех заключается в постоянном совершенствовании.
Как работает система санкций в случае ненадлежащей работы консультантов? Часто ли они применяются?
В Положении о юридической клинике НИУ ВШЭ закреплены три меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и исключение. Более детально с системой санкций вы можете ознакомиться в указанном Положении. В период моей работы на позиции администратора меры дисциплинарных взысканий не применялись, так как все стажеры ответственно подходят к своей работе, более того, у нынешних консультантов есть мотивация работать. До этого мне несколько приходилось обращаться к Шельменкову В.Н., руководителю юридической клиники, по поводу необходимости сделать выговоры некоторым стажерам, а затем принять меры по их исключению, так как они неоднократно пропускали консультации и не выполняли задания в срок. Мы не можем позволить себе подвести клиента, если уже согласовали работу с ним.
Расскажи, пожалуйста, про дело с заявлением в Верховный Суд РФ .
Основной принцип нашей работы – конфиденциальность данных клиента, поэтому дать ответ на вопрос могу только в очень общих чертах. Одно из моих дел действительно дошло до Верховного суда РФ, поскольку речь шла о кассационной инстанции. Было весьма занимательно изучать все подробности материалов дела для того, чтобы найти нарушения процессуального и материального права в решениях судов двух предыдущих инстанций. Нарушения были найдены, однако Верховный Суд, к сожалению, не стал рассматривать дело, поскольку не признал пропуск срока подачи кассационной жалобы уважительным.
Екатерина Березина, куратор
Как изменилась твоя работа в клинике с переходом с позиции консультанта на позицию куратора?
Позиции консультанта и куратора, конечно, разнятся. Когда меня спросили о согласии на повышение, я была очень рада. Но кто знал, что за спиной кураторов стоит такой массив работы? Координировать шесть стажеров, поддерживать 24/7 связь с клиентами. Мне повезло, что моим куратором еще в первый год существования и работы юридической клиники была Яна Багрова. Это не человек, это — ходячая юриспруденция. Именно Яна вложила в меня все те знания, которыми я сейчас оперирую! Хотелось бы также отметить, что самый тяжёлый груз упал на плечи Алены Кирилиной: быть такой спокойной при решении вопросов различного характера – лучшая черта, которой я у нее учусь. Конечно, всего бы этого не было без Светланы Бабахановой и Валентина Николаевича Шельменкова. Спасибо им за такую, не побоюсь сказать этого слова, семью!
Как строго проводились и оценивались испытания для нового набора? Расскажи, пожалуйста, про лекции и занятия, которые вы проводили для кандидатов в клинику.
В этом году отбор был достаточно строгий. Заявки подали более 100 человек, а набрать нужно было порядка 30. Отбор состоял из двух этапов: теоретического и практического. Теоретический включал в себя тестовые вопросы, а практический — живую консультацию. Что касается подготовки, то при клинике были лекционные занятия, которые, на мой взгляд, помогли при «поступлении» в клинику. Лекций было достаточно, чтобы понять вектор своего самостоятельного изучения всех аспектов работы, связанных с клиникой. Будущим клиницистам давали и домашние задания, за которые они получали дополнительные баллы. Эти баллы помогли им при прохождении в проект.
Светлана Кошева, консультант
Что даёт/не дает тебе работа в партнёрстве с кем-то в клинике? Как думаешь, почему работа в клинике устроена именно в парах? Есть ли какое-то распределение ролей?
Работа в паре, без сомнения, лучшее решение. При взаимодействии с самыми первыми клиентами такая система страхует от излишнего стресса, поскольку на первых порах осознание, что сейчас к тебе придет реальный клиент с реальной проблемой очень тревожит, а партнёрство позволяет разрядить внутреннюю нагрузку и разделить её на двоих. Бесспорно, от того, кем окажется твой напарник, зависит очень многое. Лично мне, скрывать не буду, в этом вопросе очень повезло. Максим Рапопорт — человек, на которого можно положиться даже в самом сложном диалоге с проблемным клиентом. Можно откровенно сказать, что в работе твой напарник – это дополнительная опора и надёжное плечо, не иначе. Кроме того, с психологической точки зрения сосредоточенность клиента не на одном консультанте, а сразу на двух, сильно снижает нагрузку на каждого из участников процесса. Клиенты ведь бывают разными: кто-то отчаянно просит о помощи, а кто-то своим поведением стремится надавить и забрать максимум твоих сил, добиться эмоций и вывести на конфликт — люди встречаются очень разные и очень сложные, но сохранять самообладание и держать лицо нужно несмотря ни на что, это необходимая составляющая работы.
Распределение ролей, конечно, есть. Они разделяются перед знакомством с клиентом, когда мы делим базовые вопросы, ещё не зная о его проблеме. Впоследствии такое дробление происходит уже автоматически: учишься вовремя подхватывать мысль, поддерживать партнёра, и, что важнее, не перетягивать одеяло на себя (не брать на себя слишком много, отнимая у напарника), между тем вовремя задавая вопросы для пояснения. Для комфортного взаимодействия, как и всегда, необходимо взаимоуважение.
Как в начале работы ты справлялась с написанием процессуальных документов? Есть ли какие-то лайфхаки для поиска форм и примеров?
В самом начале процессуальные документы для нас были неоткрытым горизонтом! На первых порах помогали две вещи: советы наставников и собственная усидчивость. Впрочем, довольно быстро процесс их составления перешёл на поток, и написание тех или иных бумаг, необходимых для клиента, перестало вызывать особые сложности, не считая особо запутанных историй. Пожалуй, нередко определение того, что именно необходимо подготовить, становится немного более сложной задачей, чем сама подготовка, но мы справляемся. Говоря о лайфхаках: в принципе, большинство образцов документов можно найти в свободном доступе едва ли не по первой ссылке, главное — понимать, что ищешь и что уместно. В свою очередь, для счастливых пользователей полной версии К+ есть чудесное изобретение под названием Конструктор документов: для их корректного составления необходимо просто подбирать нужные обстоятельства дела из предложенных. Всем советую воспользоваться!
Владимир Сивец, консультант
Сколько длилось самое долгое дело, которое у тебя было?
Сложность и продолжительность дела зависит от количества связанных вопросов, потому что часто бывает так: придёт, на первый взгляд, с одним вопросом, а начинаешь узнавать, их там целый клубок, один цепляется за другой. Самое долгое дело тянулось около 3 месяцев, было несколько вопросов в досудебном порядке, а впоследствии занялись подготовкой дела к суду (писали исковые заявления, подготавливали клиента). Дольше всего занимают вопросы, связанные с ответом государственных органов. Если дело целиком зависит от нас, обычно это занимает 2-3 встречи.
Работа клиники в этом учебном году стартует в январе, отборочные испытания будут проведены в ближайшее время.
По всем вопросам, касающимся Юридической клиники, можно писать Валентину Шельменкову: vshelmenkov@hse.ru
Следите за новостями клиники в группе VK https://vk.com/hselawclinic.
Stay tuned!
Беседовала: Эльза Баянова
Фото: Екатерина Березина