Проекты для студентов-юристов: плюсы, минусы, подводные камни
Зачем студентам проектное обучение и как его организовать? Отвечают сотрудники Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
4 года, 27 проектов и 142 студента нескольких факультетов и кампусов Вышки. О своем опыте участия в проектном обучении студентов рассказали научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Надежда Княгинина и аналитик того же подразделения Евгений Пучков.
— Зачем нужна проектная деятельность?
Надежда: Проектная деятельность является обязательной частью образовательной программы. В зависимости от факультета и года, каждый студент должен успешно завершить несколько проектов на определенное количество кредитов. Считается, что участие в проектной деятельности позволяет обучать студента различным soft skills (в зависимости от направленности конкретного проекта). Также проекты потенциально служат средством вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу.
Для студентов, это способ получения практических навыков и инструмент выбора профессиональной траектории. Более того, за хорошую работу на проекте можно получить рекомендации, например, для повышенной стипендии или поступления в магистратуру. Всё это хорошо мотивирует студентов участвовать в проекте.
Евгений: Факультеты не всегда предлагают студентам большой выбор исследовательских проектов. В свои проекты мы часто зовем участвовать студентов факультета права: нам нужны юристы, а им непросто найти подходящий исследовательский проект. В прошлом году кроме общеуниверситетских или сервисных проектов (последние могут составлять только 25% от общего объема проектных кредитов), большинство правовых проектов были инициированы не факультетом, а другими, внешними подразделениями.
— Почему научные сотрудники университета участвуют в проектной деятельности?
Евгений: Если говорить про идеологию, то для преподавателей и сотрудников научно-экспертных подразделений это возможность вовлечь студентов в научную деятельность, шанс показать, как применять свои знания и навыки в реальных исследованиях. На практике, студенты, вовлеченные в проектную деятельность, — это дополнительные трудовые ресурсы для подразделения.
Надежда: Проектных стажёров можно привлекать к выполнению рабочих и организационных задач подразделения, а также к организации мероприятий и проведению исследований. Кроме того, для сотрудника университета руководство проектами — это часть преподавательской нагрузки.
В дальнейшем, познакомившись со студентами на проектах, их можно привлекать на практику и звать на работу. Одного из будущих сотрудников мы впервые встретили как проектного стажера на таком проекте.
Евгений: В Вышке установлены три основных типа проектов:
— исследовательские проекты, направленные на включение студентов в научную деятельность. Они участвуют в подготовке статей, публикаций, отчетов, аналитических обзоров или заявок;
— прикладные проекты для решения практических (рабочих) задач. Студенты вместе с руководителем работают над прикладным продуктом, например, разрабатывают приложение, ведут канал в социальной сети, консультируют граждан;
— сервисные проекты для отдельных организационных задач. Это разовое участие в сопровождении мероприятий университета, помощь с редактурой текста, организация рассылок и пр.
Важно отметить, что для студента доля сервисных проектов не может превышать 25% от общего числа зачетных единиц проектной деятельности для любой образовательной программы.
Надежда: Лаборатория образовательного права успешно реализует проекты всех типов на протяжении последних четырёх лет. Среди задач, которые помогают решать наши проектные стажёры:
- помощь в ведении сайта подразделения (включая поддержку сайта на английском языке)
- помощь в подготовке, организации и проведению мероприятий лаборатории
- сбор и анализ правовой и научной информации в рамках проектов лаборатории.
— Как студенты могут помочь в исследовании?
Надежда: Для нескольких перспективных исследований Лаборатории мы запускали проекты по сбору, анализу информации из различных источников, по итогам которых студенты предоставляли обобщенные аналитические записки или таблицы. Например, таким образом мы могли оперативно получить информацию о том, как регулируется конкретный аспект образования в какой-то стране или получить короткую выжимку экспертных оценок.
Евгений: Хорошо показали себя студенты при работе над систематизацией регионального законодательства, актов органов местного самоуправления или локальных актов образовательных организаций. Имея на руках готовую базу положений нормативных актов, мы быстрее могли приступить к анализу их содержания. Таким образом, часть предпроектной подготовки и поисковых исследований успешно делегировалась.
— Какие есть гарантии того, что работа действительно будет выполнена?
Евгений: Конечно, всегда есть риск того, что работа не будет выполнена или будет выполнена плохо: студент заболел, у него были другие интересы, задача оказалась не по плечу и пр.
Наш опыт показал, что страховка от таких рисков – соблюдение нескольких правил:
- На самом деле руководить проектом, как если бы студенты были вашими сотрудниками. И, если студенты работают как команда, назначать ответственного руководителя с их стороны. Так же как сотрудникам, студентам нужно рассказывать, что и зачем они делают, как это будет использоваться в дальнейшем и пр.
- Организовать дублирование сложных задач: по одному вопросу, теме, стране материалы готовят несколько человек, которые работают самостоятельно. В некоторых случаях, организовывать взаимопроверку или взаимодополнение.
- Разбить проект на несколько этапов – получать промежуточные результаты (составные части итогового текста или аналитические конспекты отдельных статей) раз в одну-две недели, чем один итоговый текст через два месяца.
- Установить график проекта, включающий запас времени на получение фидбэка по итоговому продукту и на доработку.
— Как происходит отбор студентов?
Надежда: Обычно в заявках мы смотрим не только на курс, факультет и программу обучения студента, но и на его мотивацию. Мы советуем не пренебрегать заполнением этого поля в заявке, если вы действительно хотите попасть на проект. Для исследовательских проектов мы также обращаем внимание на успеваемость студента и его место в рейтинге. Конечно, личное знакомство со студентом, если ты уже преподавал у него или он участвовал в предыдущих проектах, также играет роль. Совпадение тематики проектов с темами ВКР и курсовых также является залогом успеха.
В принципе, можно организовать ступенчатые системы отбора, например, с использованием собеседований.
— Как правильно выстроить работу?
Евгений: Для примера рассмотрим исследовательский проект, как наиболее сложный с точки зрения управления.
План действий такой:
- Отбираем заявки на персональной странице руководителя проекта.
- Связываемся со студентами, чтобы они лично подтвердили участие. Только после этого принимаем их заявки. Такая двойная проверка связана с тем, что иногда студенты подают заявки на несколько проектов одновременно, и к моменту отбора заявок они уже присоединяются к другой команде. Соответственно, они будут просить аннулировать их заявку, руководитель не будет знать точное число участников, следующие в очереди кандидаты получат отказ... Намного проще общаться напрямую и решить все вопросы «на берегу». Кстати говоря, на этом этапе обязательно спрашивайте у студентов номера телефонов и личные почты, так коммуникация идет быстрее. Также, не забудьте проговорить с ними тип проекта — студенты не всегда обращают на это внимание.
- Проводим установочную встречу в очном или заочном формате, где объясняем правила взаимодействия и работы над проектом. В дальнейшем поддерживать коммуникацию можно не только через почту и телефон, но и через любой удобный мессенджер.
- Проводим промежуточные встречи на этапах, в зависимости от дизайна проекта. На этих встречах разбираем основные ошибки и недочеты, с целью их максимального предотвращения впоследствии.
- В процессе работы «держим руку на пульсе». Одна из наших успешных практик: разделение организационных и контентных задач по работе с проектными стажерами — за первые в Лаборатории отвечает менеджер, а за вторые — куратор проекта.
Надежда: Аналогичным образом работа строится по прикладным и сервисным проектам — в этом случае мы обычно ограничиваемся одним звонком или очной встречей в начале проекта, и в случае мероприятия – дополнительной за несколько дней до непосредственной даты мероприятия.
Для тех, кто только начинает работать с Ярмаркой проектов, можем посоветовать начинать с небольших проектов для 2-3 студентов, чтобы потренироваться перед работой с большей группой
— С какими основными проблемами вы столкнулись за время реализации проектов?
Надежда: Во-первых, Ярмарка проектов не всегда запускается быстро. Не стоит рассчитывать, что у вас уже завтра будет команда. Проектные предложения должен проверить учебный блок, вас могут попросить внести коррективы в описание проекта. Это нормальная практика, призванная улучшить качество предлагаемых проектов. Когда вы освоитесь в системе проектов, изучите регламенты и методические рекомендации по проектной работе, исправлений станет меньше.
Евгений: К сожалению, команда студентов может не собраться. Это не всегда связано с самим проектом: в течение учебного года заинтересованность в проектах варьируется. Например, проект, открытый в начале сентября, будет иметь меньший спрос, чем такой же проект в начале октября. Видимо, после каникул студентам требуется время, чтобы спланировать нагрузку на год. И, наоборот, в конце учебного года нет смысла запускать большие проекты: основные кредиты уже набраны. Однако тогда же многие студенты ищут проекты поменьше, чтобы добрать недостающие кредиты. Однако в конце года студенты загружены подготовкой ВКР, так что рассчитывать на полное погружение в проект не приходится – он должен быть выполнимым, но не слишком сложным. Проекты можно запускать и летом, во время каникул. Но мы бы не рассчитывали на большой отклик, всё-таки студенты воспринимают их в первую очередь как часть учебного процесса.
Надежда: Стоит сказать, что студенты могут «исчезать с радаров» во время работы над проектом. Иногда, это просто отказ от участия без уведомления. В других случаях, это возникшие у них временные трудности. Хотя формально за отказ от проекта предусмотрены санкции (незачет), мы их не используем. Мы заинтересованы, чтобы люди работали с нами не ради оценки, а из интереса, и нам не нужны те, кто будут выполнять работу спустя рукава, лишь бы не получить неуд. С ними легче прекратить сотрудничество.
Евгений: С теми, кто исчезает на время, лучше всего работают регулярные звонки. Как только ты нашел человека и переговорил с ним, он возвращается в работу. Хотя иногда приходится приложить усилия, чтобы выйти на связь. Один раз мы даже искали студентку через куратора ее курса – и это сработало! Студенты, с которыми мы уже работали или кого учили раньше, реже «исчезали». В последний год, во время дистанционного/смешанного обучения связаться со студентами было сложнее, они медленнее отвечали на сообщения и не всегда сразу отвечали на звонки. Мы решили эту проблему: звонили и писали чаще, спрашивали всё ли в порядке, иногда, шли на встречу по срокам. Мы поняли, что в данном вопросе не так важно, кто вышел на связь со студентом – руководитель или другой сотрудник подразделения, например, менеджер. Это скорее психологический момент, демонстрация того, что ты нужен команде.
Надежда: И последнее — иногда приходится подстраиваться под запрос студентов. Например, на 4 курсе кредиты по проектам нужно закрыть гораздо раньше – примерно в апреле. Поэтому, проекты, запущенные в начале весны, не всегда им подходят. Однако, можно сделать такой дизайн проекта, при котором за месяц такие студенты выполнят объем работ, который обычно планируется на несколько месяцев. Иногда студенты просят рекомендации или благодарственные письма: давать ли их и на каких условиях — решает руководитель. Некоторые факультеты дополнительно просят, помимо основных оценочных мероприятий, загружать от студентов отчеты в LMS – не забудьте спросить студентов, есть ли для них такое правило.
Подробнее о формальных сторонах работы с проектами можно прочитать на сайте НИУ ВШЭ.