«Золотой век арбитража» // Мастер-класс ‘Arbitration in Asia'
24 сентября 2018 года представители двух крупных азиатских арбитражных центров — Кевин Нэш из сингапурского SIAC и Татьяна Полевщикова из малазийского AIAC — провели на факультете права мастер-класс по арбитражу в Азии. Пресс-центр законспектировал основные идеи.
Малайзия
Встречу организовали Арбитражный центр при Институте современного арбитража, факультет права НИУ ВШЭ и молодежная инициатива YIMA в лице студента 4 курса Вадима Абсалямова. В первой части мастер-класса Татьяна Полевщикова, старший международный советник Международного Азиатского Арбитражного Центра Kuala Lumpur (Asian International Arbitration Centre (AIAC), рассказала об арбитраже в Малайзии.
В прошлом году Малайзия и Россия отметили 20 лет экономических отношений. В рамках сотрудничества Россия спонсировала больше 100 инвестиционных проектов и даже полет первого малазийского астронавта в космос в 2002 году. Малайзия же способствовала появлению Иннополиса — первого города России, построенного в 21 веке с применением высоких технологий.
В Малайзии выгодно судиться, потому что эта страна ратифицировала Нью-йоркскую конвенцию 1958 года, которая позволяет применять право любой страны-участника конвенции. Россия в их числе, поэтому в Малайзии возможен арбитражный процесс на русском языке.
Центр ставит перед собой задачи усовершенствовать правовое регулирование арбитража в Малайзии. В мае 2018 года вступили в силу новые изменения, в соответствии с которыми для представления интересов в арбитражном процессе не обязательно иметь юридическое образование, — подойдет любое высшее.
В последнее десятилетие повышается интерес к арбитражу как правовому институту. Татьяна Полевщикова уверена, что это закономерная тенденция, потому что у малазийского арбитража имеется целый ряд достоинств по сравнению с традиционным судопроизводством:
— конфиденциальность: сохранять в тайне даже существование спора обязательно, за исключением случаев, когда требуется раскрытие информации;
— окончательность решения: решение малазийского арбитража нельзя обжаловать в суде, то есть государственном органе;
— диспозитивность, вплоть до свободы выбора юрисдикции: как упоминали выше, даже две малазийские компании при их желании могут разрешать спор по российскому праву.
— краткосрочность: средняя продолжительность судебного процесса в Индии — 7 лет, например, а в Малайзии —1 год;
— экономическая выгода: в среднем весь процесс обойдется в 53 тыс. долларов США.
Рост популярности арбитража доказывает ценность вышеперечисленных преимуществ. Если до 2012 года в ASIAC было 12-22 зарегистрированных дел, то за 2012-2018 гг. число дел перевалило за 200. Свою лепту в количество дел вносит не только арбитраж, но и другие виды урегулирования споров в малазийском центре:
— медиация (mediation), которой называют процесс, в котором медиатор облегчает общение и переговоры между сторонами, чтобы помочь им в достижении соглашения;
— квазисуд (adjudication), предусматривающий процедуру, по окончании которой выносится решение рекомендательного характера; чобы его исполнить в принудительном порядке, нужно идти в суд;
— разрешение споров по доменным именам (Domain Name Dispute Resolution), т.е. защита владельцев доменов в Малайзии.
Подробнее Татьяна Полевщикова остановилась на поддержке сингапурским арбитражным центром молодых специалистов. С 2017 года Young Practitioners Group провели около 80 конференций, лекций, бизнес-встреч и других мероприятий для студентов и адвокатов до 40 лет. Помощь ASIAC преследует три цели 'P' (англ.):
1) promote — бороться с огромной конкуренцией в сфере арбитража. Полученный в ASIAC опыт сыграет на руку при устройстве на работу и в дальнейшем продвижении по карьерной лестнице;
2) provide — предоставить шаблоны, знания, возможность посещать лекции и другие мероприятия;
3) personalise – определить сферу интересов студента. В ASIAC работают 8 комитетов: от наименее популярного морского арбитража до медиации.
Сингапур
Кевин Нэш, заместитель директора Сингапурского Международного Арбитражного Центра, (Singapore International Arbitration Centre, SIAC), начал вторую часть мастер-класса с рассказа о Сингапуре как о развитом центре международной медиации, коммерческого судопроизводства.
В Сингапуре сочетаются судейский состав, большинство из которого являются экспертами в арбитраже, и арбитражная культура под девизом: «Максимальная поддержка и минимальное вмешательство в арбитражный процесс».
Отдельно Кевин Нэш отметил удобство процесса в SIAC: «У нас лучшее техническое обеспечение. Будут и роботы. Я не шучу, скоро роботы будут служить в залах заседания».
SIAC — молодой арбитражный центр. В Сингапуре Центр начал свой путь от незаметных 2 дел в 1991 году и вырос до 244 дел в 2017 году. Для сравнения, Парижскому международному арбитражному суду 100 лет.
При этом Кевин Нэш считает сингапурский арбитражный центр самым популярным. Об этом же говорит статистика: 58 юрисдикций прибегали к его услугам для разрешения споров, и по планам это число приблизится к юрисдикциям 100 стран. Такое разнообразие доступно благодаря тому, что в SIAC трудятся 150 судей, плюс стороны вправе выбрать арбитражного судью не из панели, а любого другого юриста.
Арбитражный процесс в Сингапуре проходит в кратчайшие сроки. Срочный арбитраж (emergency arbitration process) впору назвать моментальным. Если на часах 10 вечера пятницы, то вы не сможете пойти в суд до понедельника, как бы вам ни хотелось. А если обратитесь в SIAC за процедурой срочного арбитража, то у вас будет заседание уже поздним утром субботы. Правда, за такую спешку придется дополнительно заплатить.
В Сингапуре разрабатывается конвенция о медиации, которой сулят ей такую же популярность, что и Нью-йоркской конвенции об арбитраже 1958 года. «Говорят, что золотой век арбитража заканчивается, и ему на смену придет век медиации, но я верю, что арбитраж продолжит процветать», — заявляет Кевин Нэш.
Арбитражные центры ASIAC и SIAC считаются «двумя супер-звездами арбитража». Встреча с их представителями помогла студентам составить представление о том, какое место занимает арбитраж в Малайзии и Сингапуре.
Текст: Энже Зарипова