• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Осознанная коммуникация: От мысли к её выражению

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Многие из нас зачастую сталкиваются с трудностью формулирования своей мысли.Особенно остро это проявляется в профессиональной речи, когда идея нам понятна, акак ее грамотно, оперативно и точно выразить словами - нет. Часто с этимсталкиваются и специалисты в области психологии.Предлагаемый психологический практикум направлен на формированиеречемыслительной деятельности студентов - будущих психологов, через развитиеязыковых, собственно-речевых и смысловых особенностей речемыслительнойдеятельности обучающихся, а также развитие внутренней диалогичности всовокупности с направленностью речемышления на смысловое преобразованиепрактических задач. В рамках курса студенты получат ответы на вопросы: чтовключает в себя речемыслительная деятельность психолога, что влияет на успешностьее функционирования; как говорить с клиентом грамотно и понятно; почему тольковнешних коммуникативных умений недостаточно для успешного взаимодействия сдругими людьмиРечемыслительная деятельность студентов – будущих психологов определяется какдинамичный процесс формулирования и осмысления профессионального речевоговысказывания. К языковым особенностям речемыслительной деятельности относитсяпрофессиональный словарный запас специалиста, логическая его организация иинтегративность семантической памяти. Грамотная речь профессионала основана нарациональном употреблении терминов: чем более структурированным будет словарныйзапас специалиста, тем эффективнее будет его профессиональное взаимодействие. Вкачестве второго параметра выделяются собственно речевые особенностиречемыслительной деятельности: это сочетание таких ее качеств, как продуктивность идинамичность. Данный параметр отражает степень мыслительной активности искорость продуцирования речевого высказывания. К смысловым особенностямречемыслительной деятельности относятся такие ее показатели, как гибкость икреативность вербального мышления, что лежат в основе быстрого переключения нановую языковую систему средств и способов формирования и формулирования мысли.Развитые смысловые особенности речемыслительной деятельности предполагаютумение построить четкий план, спрогнозировать результат его реализации исвоевременно перестроить речь в соответствии с изменяющимися условиями.Важным аспектом курса является развитие внутренней диалогичности студентов, чтонепосредственным образом связано с осознанием и преобразованием внутреннихпротиворечий. Под внутренним диалогом понимается развертывание внутреннейречевой активности субъекта, направленной на значимые для него объектыдействительности и собственное «Я», специфика данной активности определяетсявзаимодействием двух и более несовпадающих точек зрения, которые рассматриваютсяодним и тем же субъектом. В свою очередь, формирование направленностиречемыслительной деятельности, связанной со смысловым преобразованиемпрактических задач показывает способность индивида к преобразованию конкретнойситуации в неопределенных, меняющихся условиях. Данная направленность связана суровнем профессионального самосознания и требует от индивида принятия творческихи ответственных решений.Данный курс предполагает 2 часа лекций и 14 часов практический занятий в форматепсихологического тренинга, направленного на актуализацию речемыслительнойдеятельности участников курса. Итогом освоения дисциплины и формой контроляявляется подготовка студентами эссе по теоретическим аспектам изучаемой тематики ивыполнение практического задания, направленного на оценку сформированностиречемышления студента.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний по психологии мышления и речи, процессах речепроизводства и речевосприятия
  • Формирование представления о речемыслительной деятельности психолога
  • Развитие навыков речемыслительной деятельности у студентов – будущих психологов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет основные понятия психологии мышления и речи, речемыслительной деятельности.
  • Называет процессы речепроизводства и речевосприятия
  • Определяет основные фазы речемыслительной деятельности, речемыслительные действия и операции
  • Называет основные понятия профессиональной речи
  • Определяет качества и навыки речемыслительной деятельности психолога
  • Определяет особенности и типы речемыслительной деятельности психолога
  • Различает типы речемыслительной деятельности.
  • Владеет языковыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: расширенный словарный запас, интегративность семантической памяти
  • Владеет собственно-речевыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: продуктивность и динамичность
  • Владеет смысловыми навыками правильной речемыслительной деятельности психолога: гибкость и креативность вербального мышления.
  • Владеет приемами работы со своей речью и совершенствования своего профессионального высказывания.
  • Демонстрирует развитую рефлексию и внутреннюю диалогичность при формулировании речевого высказывания
  • Определяет характеристики стратегий становления речемыслительной деятельности
  • Формулирует пути актвивизации преобразующей стратегии собственной речемыслительной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о речемыслительной деятельности.
    Лекции 2 часа
  • Речемыслительная деятельность психолога
    Практические занятия - 2 часа
  • Психологические особенности речемыслительной деятельности психолога: языковые, собственно-речевые, смысловые.
    Практические занятия - 6 часов
  • Стратегии становления речемыслительной деятельности будущего психолога. Общее представление о речемыслительной деятельности
    Практические занятия - 6 часов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на практическом занятии
  • неблокирующий Тест-эссе
    Краткое эссе по теоретическим аспектам речемыслительной деятельности выполняется на последнем практическом занятии, очно. Объем 3 страницы рукописного текста. Оцениваются языковые, собственно-речевые и смысловые особенности речемыслительной деятельности студентов.
  • неблокирующий Устная презентация по теме ВКР
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.2 * Активность на практическом занятии + 0.4 * Тест-эссе + 0.4 * Устная презентация по теме ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fundamentals of psycholinguistics, Fernandez, E. M., 2011
  • Handbook of psycholinguistics, , 2006
  • Psycholinguistic and cognitive inquiries into translation and interpreting, , 2015
  • The Cambridge handbook of psycholinguistics, , 2012
  • Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
  • Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999
  • Общая психолингвистика : хрестоматия, , 2004
  • Психолингвистика : учебник, Белянин, В. П., 2013
  • Психолингвистика, учебник, 5-е изд., испр., 336 с., Фрумкина, Р. М., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология : новые науки о человеке говорящем, , 2017
  • Knowledge of language : its nature, origin, and use, Chomsky, N., 1986
  • Введение в психологическое консультирование, Меновщиков, В. Ю., 2000
  • Возрастная психолингвистика : хрестоматия, , 2004
  • Деятельность и психология личности, Абульханова-Славская, К. А., 1980
  • Профессиональная речь юриста : учеб. пособие, Ивакина, Н. Н., 2010
  • Профессиональное психологическое консультирование : учеб. пособие для вузов, Мальцева, Т. В., 2010
  • Психолингвистика : что мы делаем, когда говорим и думаем. Препринт WP6/2004/04, Фрумкина, Р. М., 2006
  • Психолингвистика, Слобин, Д., 2006
  • Психологическое консультирование, Забродин, Ю. М., 2010
  • Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания : интерсознание в психоанализе, Россохин, А. В., 2010

Авторы

  • Каширская Екатерина Владимировна