• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опросные методы в психологических исследованиях

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на ознакомление студентов с технологией применения метода опроса под разные цели и исследовательский дизайн. Курс включает следующие темы: 1) введение; 2) опрос как метод и методика; 3) опрос как когнитивный процесс; 4) качественная методология при организации и обработке данных опросного исследования; 5) количественная методология при обработке данных опросного исследования; 6) исследовательская практика по курсу. В ходе освоения курса студенты получают знания о методологии опроса как метода психологического исследования, умения определять познавательные процессы, которые лежат в основе работы респондента с вопросами исследователя, и навыки проведения исследования, основанного на методе опросе. Изучение дисциплины базируется на ранее пройденных курсах по общей психологии, социальной психологии, практикуме по наблюдению и беседе, курсам по статистическому анализу данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов знание о ключевых характеристиках метода опроса в ряду других методов психологического исследования. Дополнить и развить знание студентов о методологических принципах построения психологического исследования.
  • Сформировать навык анализа эффектов, возникающих в процессе понимания респондентами вопросов анкеты и форматирования ответов. Применить навык при создании учебного исследования.
  • Сформировать знание об основных этапах конструирования анкеты и применить навыки оценки качества анкеты.
  • Развить навыки студентов по планированию, реализации и оценке опросного исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет навыками анализа научной литературы и корректного представления данных психологического исследования.
  • Студент владеет навыками поиска информации в базах данных, электронных источников литературы.
  • Студент знает ключевые характеристики метода опроса в ряду других методов психологического исследования.
  • Студент знает основные методологические принципы психологического исследования.
  • Студент знает основные этапы конструирования анкеты и оценки ее качества.
  • Студент умеет определить проблему, цель и дизайн исследования, релевантные применению метода опроса.
  • Студент умеет определять ключевые познавательные феномены и эффекты, связанные с процессом понимания респондентами вопросов и форматирования ответов.
  • Студент умеет определять релевантную технологию обработки данных опросного исследования.
  • Сопоставляет метод опроса с другими методами социально-психологического исследования. Описывает задачи для его применения в исследовании.
  • Формулирует свой запрос к освоению учебного курса.
  • Формулирует основные этапы конструирования анкеты. Проверяет качество готовой анкеты согласно ключевым критериям.
  • Различает ключевые познавательные феномены и эффекты, связанные с процессом понимания респондентами вопросов и форматированием ответов. Разрабатывает технику ослабления (или усиления) выявленных эффектов для улучшения качества анкеты (методики).
  • Аргументирует выбор методологии (качественной или количественной) и техники для исследования на основе метода опроса. Определяет цель исследования и создает план исследования.
  • Описывает суть различных видов качественной методологии, применяющейся в методе опроса (полуструктурированное интервью, тематический анализ, контент-анализ и другие). Объясняет задачи применения этих видов организации исследования.
  • Объясняет смысл различных видов шкал, применяющихся для измерения мнений респондентов. Выявляет основные ошибки в составлении утверждений и вариантов ответов, которые искажают тип шкалы. Определяет методы статистической обработки данных, адекватные типу шкалы, в которой эти данные измерены.
  • Проводит учебное качественное исследование на основе метода опроса (например, тематического анализа данных интервью; контент-анализа и т.п.): разрабатывает программу исследования, обосновывает технику и выборку, собирает данные, обрабатывает полученные данные, формирует научный отчет.
  • Проводит учебное количественное исследование на основе метода опроса (например, для оценки взаимосвязи феноменов или оценки структуры методики): разрабатывает программу исследования, обосновывает технику и выборку, собирает данные, обрабатывает полученные данные при помощи программ статистической обработки, формирует научный отчет.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Опрос как метод и методика
  • Опрос как когнитивный процесс
  • Качественная методология при организации и обработке данных опросного исследования
  • Количественная методология при обработке данных опросного исследования
  • Исследовательская практика по курсу
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Рецензия на статью о валидизации методики
  • неблокирующий Проведение когнитивного интервью
  • неблокирующий Анализ количественных данных опросного исследования
  • неблокирующий Защита исследовательского проекта
  • неблокирующий Тест по материалам лекций
  • неблокирующий Рецензия на анкету
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.15 * Анализ количественных данных опросного исследования + 0.3 * Защита исследовательского проекта + 0.15 * Проведение когнитивного интервью + 0.15 * Рецензия на анкету + 0.1 * Рецензия на статью о валидизации методики + 0.15 * Тест по материалам лекций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
  • SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных, Наследов, А., 2011
  • Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • John Hummel, Mark Whatley, David Monetti, Deborah Briihl, & Katharine Adams. (2009). Using the Sixth Edition of the APA Manual: A Guide for Students. https://doi.org/10.20429/ger.2009.070201
  • Peel, K. L. (2020). A beginner’s guide to applied educational research using thematic analysis. https://doi.org/10.7275/ryr5-k983
  • Saris, W. E., & Gallhofer, I. (2007). Estimation of the effects of measurement characteristics on the quality of survey questions. https://doi.org/10.18148/srm/2007.v1i1.49
  • Кодола, Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы : учебное пособие / Н. В. Кодола. — 2-е изд., испр., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 174 с. — ISBN 978–5–7567–0605–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68818 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • ТЕРЕНТЬЕВ Евгений Андреевич, НЕФЁДОВА Алёна Игоревна, & ГРУЗДЕВ Иван Андреевич. (2016). Влияние визуализации опросного инструментария в онлайн-исследованиях на качество данных. Мониторинг Общественного Мнения: Экономические и Социальные Перемены, (5 (135)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16918118
  • Чернышева, Н. С. Практикум по психологии интервью : учебное пособие / Н. С. Чернышева. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 127 с. — ISBN 978-5-9765-2465-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72736 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Ангельгардт Антон Николаевич
  • Котова Марина Викторовна
  • Романова Марина Олеговна